Минюст сейчас проверяет Музей Николая Рериха на предмет присутствия в его деятельности экстремизма и финансовых махинаций. Вице-президент Международного центра Рерихов Александр Стеценко говорит, что это просто попытка отобрать у музея усадьбу Лопухиных. Как безобидное музейно-архивно-ретроспективное дело вообще может быть связано с экстремизмом?
На рубеже XIX — XX веков общественное сознание стала будоражить идея о скором наступлении некой новой эры, которая приведёт к тому, что человек кардинально поменяет способ своего существования, откроет истинные знания о природе мира и раскроет назначение и смысл человеческой жизни. Движение в новую эру Водолея в целом назвали Нью Эйдж: основой нового Эона, по мнению последователей движения, должно стать духовное развитие человека, раскрытие его эфирной сущности, обретение высших знаний и сверхспособностей. Эту идею продвигали и продвигают многие мыслители, в том числе Елена Блаватская и Алистер Кроули, о которых мы уже писали. Они предложили пути совершенствования человека на основе синтеза многих эзотерических (то есть касающихся не внешней, а внутренней жизни человека) знаний. Николай и Елена Рерихи были одними из тех, кто верил в пришествие новой эры и хотел принять участие в её реализации. Знакомство в 20-х годах с теософским учением мадам Блаватской стало отправной точкой не только для развития рериховского религиозно-философского течения Агни-йога (или Живая Этика), но и во многом определила направление мысли философии русского космизма. Её представители считали, что не за горами время, когда человек изменит способ существования и станет ближе к своей истинной сущности.
Между прочим, Уильям Берроуз тоже считал, что предназначение человека — космос, а основная проблема в его освоении — не недоразвитые технологии, а само физическое тело. Рерихи хотели помочь человечеству преодолеть физический барьер и, очистив свой дух, освоить космические бесконечности. В каком-то смысле, сегодня человек начинает существовать в принципиально новом виде благодаря развитию технологии, в том числе — интернета и виртуальной реальности: наша цивилизация медленно переползает из аналоговой в цифровую форму бытия. Возможно, это и есть те признаки наступления новой эры, которые мечтали увидеть и Вернадский, воображавший единую бестелесную Ноосферу, и Николай Рерих, ожидавший прихода из далёкой страны Шамбалы индуистского мессии по имени Калки. Рерихи и подобные им мыслители ХХ века хотели дополнить бурное развитие современных технологий не менее активным развитием технологий духовных. И если в технологическом смысле человечество сейчас находится на своем пике, то в духовном и психологическом аспектах нам нужно обращаться скорее в прошлое, в котором эти области знания достигали своего пика: к культурам Востока — что, собственно говоря, исправно делали господа Рерихи и нам завещали. Показательно, что Николай Рерих, никогда не покидавший в материальной оболочке нашу матушку-Землю, однако владеющий древними духовными практиками, писал свои картины и видел Землю так, как её описал Юрий Гагарин из космоса, пользуясь самыми передовыми технологиями того времени. Гагарин писал: «Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха». Помимо самосовершенствования новая эра подразумевала создание новых государств на принципиально иных основаниях, близких то утопическому коммунизму, то пифагорейской идее правления философов.
Некоторые российские социологи называют Рерихов с их Живой Этикой в одном ряду с Церковью сайентологии, Церковью унификации, «Белым братством», Трансцендентальной медитацией (любимой Дэвидом Линчем) и сатанинским культом «Чёрного братство», а также всем движением Нью Эйдж (к которому также причисляются Рерихи), деструктивными культами. Среди основных признаков деструктивных культов числятся: «промывка мозгов», сексуальные практики, наркотики, групповые экстатические молитвы, лишение свободного времени, ограничение внешних контактов и апокалиптическое мироощущение от ожидания Конца света и Страшного суда. Основным противником Рерихов в России стала, разумеется, РПЦ, которая в наше время угрожает анафемой всем поклонниками Агни-йоги. Можно ли считать групповые медитации «экстатическими молитвами», уединённую жизнь в горах — лишением свободного времени и ограничением внешних контактов, а надежды на прорыв в духовной эволюции человека — ожиданием Конца света, большой вопрос, однако в России им задаются с впечатляющим упорством. Главным гонителем и разоблачителем рериховской Живой Этики от лица РПЦ стал господин Андрей Кураев, который дотошно разобрал учение Агни-йоги и опроверг все его основные тезисы с помощью православного богословия.
В 1917 году Рерих выехал в Финляндию на лечение и после закрытия границ в связи с революцией в России оказался отрезанным от Родины, после чего пустился в путешествия по ближним и дальним странам. В 20-х годах в Лондоне Рерихи наладили связь с Теософским обществом Елены Петровны Блаватской. Знакомство с теософским учением имело громадное влияние на их жизнь, некоторое время они даже проводили спиритические сеансы, от которых впоследствии открещивались как от ненужного баловства. Тогда же в Лондоне произошло их знакомство с таинственным Махатмой Мориа, который помогал писать книги Елене Петровне Блаватской, а впоследствии «диктовал» и Елене Ивановне Рерих, которая тогда же и начала писать основополагающий труд рериховского духовного наследия — «Агни-йогу». Англия второй половины XIX и начала XX веков дала миру не только отточенные научные идеи вроде дарвиновских теории эволюции и естественного отбора, но также стала своеобразным эзотерическим центром и мощнейшим образом поспособствовала синтезу и распространению духовных практик, собранных со всех уголков мира. Египетская, китайская, индийская и иудейская традиции, завезённые из британских колоний, стали достоянием передовых умов, стекавшихся в Туманный Альбион со всех уголков Европы. Русские эмигранты вроде Блаватской и Рерихов в каком-то смысле успешнее всех остальных подхватили и распространили этот религиозно-философский синтез по всему миру. Отдельного упоминания заслуживает и масонская традиция, которая в Англии, наряду с Францией, пустила самые крепкие корни и начиная с XVII века способствовала собиранию, осмыслению и синтезу научных данных с самыми возвышенными и мистическими концепциями: членами масонских обществ были и учёные, и предприниматели, и богословы, и философы, и поэты.
Можно проследить определённое сходство между теорией эволюции Дарвина и духовной иерархией из учения Рерихов. Только Дарвин разрабатывал чисто материальный план, на котором человек вследствие эволюции и тысяч лет постепенного развития становится высшим звеном в цепочке животных и теоретически способен эволюционировать ещё дальше. Рерихи же разрабатывали чисто духовную теорию, в которой человек — это отправная точка, что-то вроде дарвиновской обезьяны, а духовные сущности вроде Махатм — венец человеческого развития, создания, преодолевшие грубую материю и существующие в самых тонких сферах.
Одна из самых важных идей Агни-йоги — убеждение, что внутренняя жизнь человека влияет не только на него самого, но и на другие, более тонкие и менее осязаемые энергетические миры. Именно на вере в ответственность индивидуума перед тонкими материями, участвующими в образовании причинности в мире, и основана необходимость непрестанного самосовершенствования. И наоборот, процессы, происходящие в тонких «огненных» мирах, напрямую влияют на грубый материальный мир. Существа, достигшие такого уровня развития, чтобы перейти в тонкие формы бытия, стараются помогать людям, посылая им тайных учителей, Махатм. Махатмы облагораживают физическую реальность и помогают человечеству понять революционные для сознания идеи, вызывая коренные перемены в ходе истории и смены эпох. Не растущие над собой люди, следующие своим страстям, порокам, сиюминутным желаниям и эмоциям, загрязняют собой эфир, в котором живут высшие по отношению к человечеству существа. Чтобы восстановить равновесие и способствовать гармонизации мира, человек должен следить за собой, слушать наставления Махатм и не считать свой внутренний мир (мысли, эмоции и побуждения) герметично отделённым от всего остального мира, а нести ответственно и осознанно миссию по преобразованию мира к лучшему. Фигуры Махатм (или Великих учителей), обитателей Белой ложи, присутствуют во всех ответвлениях теософского учения. Забавно, что и Мохандас Ганди, также приобщившийся в своё время к теософии в Лондоне, впоследствии носил титул Махатмы.
Вот уже восемьдесят лет не угасают споры о том, кто же Елена и Николай Рерихи: шарлатаны или посвящённые, мечтатели или шпионы — и если шпионы, то чьи (американские, советские, британские или индийские?). Эти противоречия отрицают одно другое: простой шарлатан никогда не будет серьёзно связан со спецслужбами, а духовный посвящённый не может быть ни обыкновенным, пускай и плодовитым, художником, ни, тем более, мечтательным простофилей. Николай Рерих нарисовал семь тысяч картин — но на самом деле никогда не был художником в узком смысле этого слова: главными составляющими его личности были философско-религиозная и социальная деятельность. В 1895 году Николай поступил на обучение в студию к знаменитому художнику А. И. Куинджи, а уже через два года закончил Петербургскую Академию художеств и со своей дипломной картиной «Купец» попал в число передовых русских художников. Его хвалил Лев Толстой, все прочили ему успешную карьеру, и он усердно писал полотно за полотном — однако мыслил и видел шире холста. Очень рано он понял, какую мощную роль может играть живопись в его деятельности: роль социального клея и повода для финансовых операций, торжественных открытий, благих даров и укрепления международного сотрудничества. В молодости Рериха интересовала русская культура, которую он на протяжении всей своей жизни пытался найти и возродить. Прошлое нужно в настоящем только ради будущего — приблизительно так Рерих относился к открытию и созданию русского культурного наследия. Он предпринимал многочисленные экспедиции по территории России, вёл раскопки, делал зарисовки архитектуры, узоров и росписей, собирал фольклорный материал. От русской культуры впоследствии он перешёл к исследованию и открытию для общественности культурного наследия других стран и во второй половине своей жизни множество усилий посвятил осознанию и охране культурного наследия всего человечества.
В 1920-х годах, впечатлённый разрушением памятников искусства и культуры во время Первой Мировой войны и большевистского переворота, Рерих последовательно обращался к деятелям всех стран с призывом ко всемирному диалогу на тему сохранения и защиты культурного достояния человечества. Вершиной таких стараний стало создание в 1935 году пакта Рериха, или иначе Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Первый в истории международный договор о защите культуры носил также название Вашингтонского пакта и был принят при непосредственном участии президента Рузвельта, однако после разрыва отношений между правительством США и Рерихами пакт был признан нежизнеспособным и слабым и продолжил своё существование уже в виде идеи, а не юридического документа. От национального искусства Рерих перешёл к международному и закончил мировым искусством, не знающим временных рамок и политических границ. Вершиной или основанием любой культуры можно по праву считать религию — и от визуального искусства интересы Рериха распространились на духовные учения разных стран и народов. Кто знает одну религию и не знает остальных, на самом деле не знает ни одной религии, потому что истинная религия познаётся через сравнение.
Сотрудничество с американским бизнесменом Луисом Хоршем крайне важно для составления правильного портрета Николая Рериха: оно показывает, что этот человек был ещё и крупным бизнесменом-международником и совладельцем корпорации. Но, в отличие от многих коллег, он применил свои способности не для обретения благ и преумножения богатств, а для распространения духовных идей по политическим и деловым каналам. Сначала Николай Рерих читал лекции в Америке, проводил многочисленные выставки и в 1921 году в Нью-Йорке открыл «Мастер-Институт объединённых искусств», который ставил своей миссией сближение народов мира на почве культуры и искусства. С той же целью Николай Константинович основал издательство «Алатас» (модифицированная анаграмма слова «атлас»), а затем на пару со своим учеником и последователем Хоршем — коммерческие предприятия «World Service. Pancosmos Corporation» (название подчёркивает масштабность) и «Beluha Corporation» (название отсылает к самой высокой горе Алтайских гор), а также построил Мастер-Билдинг (или Дом Учителя), — двадцатидевятиэтажный небоскрёб, на первых этажах которого располагался «Музей Рериха». В процессе всей этой культурной и бизнес-активности Елена и Николай Рерихи обзаводились последователями и учениками из самых разных слоев общества.
Духовное наставничество и светское попечительство были коньком Рериха с самого начала его общественной деятельности. В царской России Рерих много лет подряд возглавлял Императорское общество поощрения художеств и принимал активное и покровительственное участие в культурной жизни страны. Когда Россия была в огне революции, Рерихи ужасались бесчеловечности большевиков и поддерживали белых. В общем, довольно типичная реакция благородных людей на подобные исторические события, в которых культурное и духовное достояние частенько растаптывают кирзовыми сапогами. Довольно скоро, впрочем, их взгляды переменились: Рерихи увидели родство между буддийскими и коммунистическими идеалами, или же попросту решили не плыть против течения и постарались иметь дело с тем, что стало реальностью для России. На каком-то этапе в их трудах Ленин стал называться, подобно Высшим существам, Махатмой, и они влюбились в идею объединения буддийского и коммунистического миров в новое государство, в котором люди отвергают собственность и стяжательство и трудятся на благо всеобщей кармы. Однако долго такая любовь не продлилась, и в более поздних изданиях рериховской книги «Община» Махатма Ленин больше не упоминался.
В то же время под очарование Рерихов попал сенатор Генри Уоллес, министр сельского хозяйства США, преемник Франклина Рузвельта и продолжатель его «Нового курса». Уоллес и сам имел склонность к изучению эзотерических трудов и, как, по крайней мере, любят рассказывать Оливер Стоун и значительная часть демократической партии, вообще был настоящим альтруистом и воплощением просвещённой демократии. Поэтому когда в 1930 году он встретил духовного наставника, который имел идеи насчёт реализации некоторых духовных истин в конкретно взятом государстве, стал его учеником. Именно на деньги Министерства сельского хозяйства США, которым руководил Уоллес, Рерихи отправились в Маньчжурскую экспедицию в 1934 году (как говорили, с целью сбора полезных семян). В то время как научная часть экспедиции исследовала растительность, сам Рерих активно занялся публичными выступлениями и лекциями на азиатских территориях, ратуя за объединение Азии в новое единое государство, продолжая ту риторику, которая сближала его с большевистской верой во всеобщий коммунизм. Одновременно он связывался с эмигрантскими русскими организациями вроде Военно-монархического союза, старался объединить их и даже приобретал в качестве рупора некоторые издания. Кажется, что на самом деле стратегия четы Рерихов была до конца не ясна ни одной заинтересованной спецслужбе. Терпение в конце концов лопнуло разом у всех. Белогвардейская контрразведка стала чернить деятельность экспедиции в прессе, японские газеты — обвинять Рерихов в попытке объединить белогвардейскую эмиграцию, японцы изъяли из типографии их книгу и настроили против них большевиков. В итоге от Рериха, которого американские газеты уличали в подготовке военного восстания в Монголии, отказался и Уоллес, а результаты его экспедиции признал не имеющими ценности.
Однако до Маньчжурской экспедиции и ссоры со всеми официальными властями сверхдержав того времени Николай Константинович, заручившись финансовой поддержкой американских единомышленников, организовал Центрально-Азиатскую экспедицию, прошедшую через Индию, Китай, Сибирь, Алтай (привет, Белуха), Монголию и Тибет. Эта многолетняя научная экспедиция привлекала внимание советской, английской, немецкой и кто знает каких ещё разведок (впоследствии было рассекречено множество материалов спецслужб о рериховских путешествиях). Частью Центрально-Азиатской экспедиции стала мини-экспедиция в Тибет, носившая название Миссии Западных буддистов в Лхасу — во время экспедиции спутники и местные жители называли Николая Константиновича западным Далай-ламой. Экспедиция так и не попала в священный город Лхасу, так как под давлением английской разведки была задержана на одном из высокогорных перевалов, продолжительное время содержалась под стражей при минусовой температуре и в конце концов была развёрнута назад и отпущена без каких-либо сатисфакций или извинений. По некоторым данным, английскую разведку сильно смутило, что над Миссией Западных буддистов в Лхасу в определённый момент совершенно неожиданно воспрянул американский флаг. Тут ещё раз необходимо подчеркнуть, что относительно истинных политических мотивов Рерихов никогда и ничто не было известно наверняка — и истории про двойную, тройную и четырёхуровневую вербовку спецслужбами, хоть и не доказаны, берутся всё-таки не из воздуха. В целом Центрально-Азиатская экспедиция продлилась около пяти лет, и существует множество теорий о её истинных целях и основных задачах. Одна из самых романтических трактовок гласит, что Рерихи (в экспедиции участвовала чета Рерихов и один из их сыновей) искали мистическое царство Шамбалу.
Главный герой культового сериала «Твин Пикс», агент ФБР Дейл Купер, прежде чем показать своим захолустным копам-протеже, как правильно вести расследование с помощью метания камней по пустым бутылкам, решает поделиться с ними сокровенным. Тогда он рассказывает им о далёкой горной стране Тибете, которая будоражит его во сне и наяву. Тот же чудаковатый линчевский агент медитирует, подвешивает себя за ноги к потолку, стоит на голове, общается с духами и собирает улики в своих снах. В конце сериала он попадает в таинственные Чёрную и Белую ложи, вход в которые открывается в определённое время просто посреди леса. Его простодушный помощник, местный шериф, тоже пытается войти в это странное место — но у него ничего не получается. Перед медитирующим агентом Купером в лесу появляется красный занавес и открывается вход в параллельную реальность, а для профана-полицейского в волшебном лесу есть только обычные деревья.
Всякий поклонник «Твин Пикса» на самом деле хорошо знаком с идеей поиска мистического мира Шамбалы — города мудрецов, способных управлять миром одной мыслью, сокрытого из физического измерения. По древней легенде, попасть в Шамбалу может только чистый сердцем стремящийся к знанию, и именно оттуда придёт Мессия, который именит мир. Поисками этого царства, хранящего ключи управления миром, занимались не только теософы и супруги Рерихи, но и жаждавшие мистической власти над миром нацистские спецслужбы. Кажется однако, что лучший способ найти Шамбалу — не путешествие, а самосовершенствование. Достигшему звенящей чистоты ученику Махатмы могут явиться сами — и даже надиктовать объёмный философский труд, как это произошло с мадам Блаватской и Еленой Рерих. По сей день никто не может сказать точно, существовали ли учителя на самом деле или были плодом фантазии склонных к мистификациям русских эмигрантов — но что если?..