Кто такие японские айдолы

Текст: Murasaki Hiro
Иллюстрации: Евгения Власова
29 июня 2018

Япония сходит с ума по самым странным вещам. Например, по так называемым айдолам — юным девушкам и парням, которые поют, танцуют, принимают участие в фотосессиях и раздают автографы. Среди молодых людей это приобрело статус настоящего культа: на изображения с любимыми героями тратят безумные деньги, многие фанаты готовы убить за возможность стать ближе к ним, а порой и действительно это делают. Айдолам запрещено вступать в брак, появляться на людях с парой, а от постоянного внимания поклонников и давления продюсеров некоторые из них кончают с собой. По просьбе самиздата автор микроблога Murasaki Hiro, живущая в Японии и рассказывающая о её культуре русскоязычному миру, объясняет, как устроена индустрия айдолов, в кратком путеводителе по этому явлению.

Кто такие айдолы

Это молодые певцы или певицы, в основном подросткового возраста, обладающие яркой внешностью, с которыми в первую очередь можно увидеться и пообщаться на специально организованных фан-встречах и фотосессиях.

В 1980-х годах они выступали сольно и принадлежали, как правило, одному агентству, которое создавало для каждого отдельный оригинальный образ. Эти айдолы, в отличие от нынешних групп, активно участвовали в разных певческих конкурсах.

Если описывать сегодняшний образ японского айдола, то это симпатичная юная девушка или парень, ведущие себя довольно кокетливо. Для девушек участие в группах айдолов — лишь ступень к дальнейшей карьере. На определённом этапе они уходят в одиночное плавание, становясь певицами, актрисами или моделями. С мужчинами всё чуть сложнее: они, как правило, надолго задерживаются в группах айдолов.

Откуда появились

Истоки такого явления, как айдолы, стоит искать в эпохе Эдо (XVII–XIX вв.), когда огромную популярность могла обрести девушка, которую регулярно видели в городском кафе. До нас дошли деревянные таблички с изображением девушек, расположенных по количеству отданных в их пользу голосов. Сегодня традиция голосования за самого популярного айдола также сохранилась. Например, популярная группа АКБ48 регулярно проводит голосование за самого яркого члена коллектива.

Масштабы

В 2017 году оборот рынка айдолов, по данным Лаборатории экономики Яно, достиг двух миллиардов долларов. В среднем фанаты тратят на билеты на концерты своих кумиров, встречи с ними и сопутствующие товары около 800 долларов в год.

Самые яркие представители

Самыми успешными мужскими группами айдолов заведует агентство Johney’s, а самые популярные девушки собраны в коллектив АКБ48.

Johney’s собирают подростков, которых называют ещё johney’s junior, обучают их пению и танцами. Лучшие попадают в группы News, Smap, Arashi, Tokio. У некоторых из этих коллективов, помимо регулярных концертов, есть собственные ток-шоу. Агентство Johney’s имеет большой вес в индустрии развлечений Японии, поэтому его подопечные часто попадают в различную рекламу и коммерческое кино.

Основатель АКБ48 Ясуши Акимото раньше продюсировал сольных айдолов, но вскоре перешёл к работе с крупными коллективами. Для своей группы он даже открыл собственный театр, где регулярно проходят её выступления. Ставка на офлайн-площадку сработала, популярность у коллектива зашкаливала, так что девушек оттуда теперь можно увидеть едва ли не на каждой обложке и рекламном щите.

Кто становится фанатом айдолов

Как правило, молодые люди впервые видят будущих кумиров по телевизору. Речь идёт не только о записанных на видео концертах, фиксируется даже повседневная жизнь айдола. Так человек впервые заинтересовывается кумиром, а вскоре попадает в один из многочисленных фан-клубов, завершая цикл перерождения в ярого фаната.

Тёмная сторона

В первую очередь все негативные истории в индустрии айдолов связаны с безумием фанатов, поскольку они имеют колоссальное влияние на молодых людей. Айдолам контрактом запрещено вступать в брак и в любые отношения, поскольку они обязаны постоянно поддерживать интерес со стороны аудитории и даже вызывать в ней чувство влюблённости, а постоянный партнёр будет этому лишь мешать. Некоторые фанаты буквально теряют голову от любви к сконструированному образу. Однажды, например, на девушку-айдола напали с ножом во время фотосессии. Другую участницу группы айдолов едва не зарезал на улице другой влюблённый поклонник. Она до сих пор не может оправиться от полученной психологической травмы. Среди обезумевших поклонников существует странный миф, что окончательно и всецело обладать кумиром можно, лишь убив его.

Кроме того, в прессе периодически появляются сообщения о том, что агентства, владеющие айдолами, имеют тесные связи с якудза и занимаются эскорт-услугами, а их влияние на медиа столь велико, что подобные скандалы им чаще удаётся заминать.

Часто те, кто мечтает стать айдолом и пробиться в мир шоу-бизнеса, не до конца осознают, что их ждёт. Многие готовы жертвовать личной жизнью и свободой в обмен на популярность, но случается, что в итоге они не добиваются ничего. Например, недавно одна из девушек-айдолов в одночасье бросила свою группу и исчезла. Как потом выяснилось, она покончила с собой из-за разногласий с управляющим агентством.

Текст
Иллюстрации
Москва