Пока мир продолжает сходить с ума по «Звёздным войнам», мы поговорим про политику. Дело в том, что вселенная «Звёздных войн» — это достоверная и точная критика современного демократического устройства на примере созданной Джорджем Лукасом Галактической Империи. Идиллическая демократия за несколько шахматных ходов превращается в тиранию, сохраняя легитимность на каждом шаге. Поскольку это полезное жизненное наблюдение, не лишним было бы разобрать политические игры, на фоне которых разворачиваются стрелялки и любовь, — тут есть место и Сирии, и ДНР, и Путину с Трампом.
В мире освоенного космического пространства «Звёздных войн» после свержения тирании ситхов установлено равновесие, при котором каждая планета имеет своего лидера, на каждой планете есть свои проблемы, но в целом вся вселенная упорядочена в чёткую систему. От каждой планеты по одному сенатору — выходит Галактический Сенат. Собрание планетарных послов напоминает современную генассамблею ООН, где все участники давно договорились между собой по главным вопросам и обсуждают погоду и регламент заседания. Визуально Сенат устроен шарообразно, трибуна спикера находится не перед депутатами, а в центре их сферы, подвешенная в пустоте и будто поддерживаемая там Силой. Мир и согласие охраняются церберами правды и добра — Орденом Джедаев, которые следят за исполнением принятых сообща решений Сената. По китайской системе «И цзин» всякое равновесие должно быть нарушено, и в тихом омуте сложившегося порядка действительно заводятся черти.
Стабильное существование Республики продолжалось тысячу лет, настоящий Звёздный Рейх. В установившейся системе было место и для работорговли, и для наёмных убийц, и для сомнительных корпораций галактического масштаба, из которых и родилась нечистая сила.
Семидесятые были временем особого интереса к мистике и E.S.P. (extra-sensory perception или «шестому чувству»). Хиппи развлекались раскладыванием карт Таро и психоделическими экспериментами, Карлос Кастанеда учил практической мистике, а Хантер Томпсон — мистической практике. Джордж Лукас однозначно был сыном своего времени и показал будущее сверхъестественного. Исчезнет ли оно полностью под нажимом технологий, будет ли человек будущего законченным материалистом, или всё же найдётся место и для чудес? Конечно, найдётся — и все чудеса будут иметь вполне рациональное обьяснение, но всё же это будут именно чудеса.
Будущих джедаев распознают так же, как Далай Ламу: в самом детстве и после тщательной проверки. Маленький Лама должен проявить чудеса интуиции и угодность карме, выбрав предметы, принадлежавшие его предшественнику. Джедая распознают благодаря анализу крови: если в его организме окажется достаточно большое количество мидихлорианов, то из ребёнка можно вырастить просветлённого спецагента. Лукас — апологет технологий будущего и в данном случае, кажется, ратует за генетический анализ населения и определение места человека в обществе на основании его результатов. Генетически отмеченных детей отдают на воспитание умудрённому наставнику, старшему офицеру, которого они почитают за второго отца и чьим приказам беспрекословно следуют. Жизнь джедая подчинена своду правил и жёсткой субординации: всегда слушать старшего по званию. В сцене погони за наёмным убийцей джедай Оби-Ван отрубает руку преступнику прямо на глазах у интергалактической богемной тусовки в ночном клубе, а его помощник, Энакин-Вейдер, успокаивает всех: «Jedi's business». Джедаям нет дела до локальной работорговли и социального неравенства: они озабочены строго политическими делами. У них, как и у Джеймса Бонда, есть лицензия на убийство — и начальство, которое раздаёт им чёткие указания.
Будущего создателя «Звёздных войн» ещё с детства волновал вопрос — почему, если есть единый бог, так много религий вокруг? Этот же вопрос поднимается в политической жизни Галактики: зачем так много разных политических сил, противоречащих друг другу, если может быть один фюрер? Лукас однозначно верит в существование бога и сомневается только в том, адекватно ли мы его понимаем. Множество религий он обьясняет притчей о слоне: когда несколько слепцов подошли к громадному животному и схватились за разные части его тела, каждый из них начал свято верить, что слон — это хобот, нога или хвост. Все знают, что слон там, но никто не знает, какой он. Джедаи и ситхи щупают этого слона Силы с разных сторон и точно уверены в его существовании. Большинство жителей Республики (а затем — Империи) относятся к Силе как к «джедайским штучкам» и не верят ни во что, кроме своих локальных и маломощных божков. Джедаи и ситхи приобщены к Силе, сверх-идее, пронизывающей всю вселенную, — и каждая из сторон претендует на то, что правильнее других понимает, чего эта единая космическая сила хочет на самом деле.
«Звёздные войны» фокусируются на развитии персонажей, олицетворяющих чистую волю к власти. Плохие и хорошие отличаются только тем, что ситхи хотят всю власть забрать себе и съесть вишенку с тортика, а джедаи — чтобы власть была равномерно намазана на хлеб вселенной. Сам Лукас говорит, что каждый без исключения режиссёр — император, и его фильмы и вселенные — это его королевства. Он много сил приложил к тому, чтобы его королевство сохраняло независимость от внешних сил, а сам он мог оставаться абсолютным монархом, управляющим своим плодотворным и, в общем-то, свободолюбивым государством «Звёздных войн». В жизни Лукас балансирует: в нём есть и от ситхов с их абсолютизмом, и от джедаев с их демократией. С недавних пор он, как настоящий демократ, покинул свой пост, отслужив две трилогии подряд, и вернулся из голливудского Сената на своё ранчо Скайуокера. Теперь он воспитывает детей, строит музей и мечтает умереть дома в кровати за просмотром очередного фильма его лучшего друга Стивена Спилберга (который, наоборот, хочет умереть на съёмочной площадке).
Нечистую силу «Звёздных войн» воплощает эдакий Галактический Наполеон — чиновник, начавший с низов системы и закончивший абсолютной над ней властью. В его раскладах всегда присутствует чёткая иерархия, подчинённые судятся строго, и даже намёк на инакомыслие или профнепригодность является смертным приговором. Чаще других смертный приговор приводит в действие первое лицо при Императоре — Дарт Вейдер. Политическую волю беспристрастных джедаев определила демократическая выборная система. А политическую волю ситхов определял один человек — сенатор Палпатин, или Дарт Сидиус. Негативная энергия зла расшатала статус-кво устоявшейся системы. В наше время военную мощь государств можно оценивать по ядерному оружию, бомбардировщикам нового поколения и системам слежки. Во вселенной «Звёздных войн» козырем являются мистические силы и их обладатели: джедаи и ситхи. Появление мощных спецагентов в подполье привело к установлению диктатора.
Будущий Император начинает свою политическую карьеру на планете Набу. Он не пользуется популярностью у народа и раз за разом проваливается на местных выборах, однако в нужный момент за счёт кулуарных интриг становится аналогом современного министра иностранных дел и представляет свою планету на межгалактическом законодательном собрании. В политику Палпатин приходит уже ситхом, обладающим эзотерическими знаниями, и его попадание в Сенат совпадает с посвящением в ранг магистра Тёмного ордена. Место в Сенате он получает, убив предыдущего сенатора. Титул Тёмного лорда получает тем же образом: убив своего спящего учителя, Дарта Плэгаса. Придя в сенат, Палпатин использует классическую стратегию: разделяй и властвуй. Для этого он пользуется двумя личинами: личиной ужасающего Сидиуса и личиной сердобольного чинуши Палпатина. Дарт Сидиус создаёт искусственную оппозицию, совращая глав торговых корпораций и бывшего видного политика, графа Дуку. Палпатин же «честно» пытается помочь Республике и своей королеве Амидале решать проблемы, которые сам же и создаёт.
Дарт Сидиус воспитывает особого ученика, Дарта Мола, для устранения ключевых людей в партии джедаев, залоге стабильности существующей республиканской системы. Второй джедай на службе сил зла — Графа Дуку, который под чётким контролем Сидиуса возглавляет сепаратистскую партию, Конфедерацию Независимых Систем, по сути объединив торговых и финансовых олигархов, которые хотят расширить бизнес и дорваться к политическому влиянию. Создав союз, сепаратисты приступили к созданию армии дроидов, над производством которых тайно работали десятки заводов во всех уголках галактики. Общаясь с повстанцами, Сидиус объясняет, что любое незаконное действие он может сделать законным через своё влияние в Сенате. В роли же Палпатина он создаёт перед королевой и Сенатом иллюзию крепкого и независимого государственного аппарата — часто он безуспешно борется с большинством и всё никак не может навести порядок, потому что вынужден придерживаться Конституции, а значит, и власти большинства. Однако, по словам Палпатина, большинство контролируется коррупционерами, с которыми невозможно бороться демократическими методами, потому что они как бы и есть демократия. Он запугивает Сенат сепаратистами и сеет среди его участников раздор, заставляя всех подозревать друг друга в измене.
Параллельно сенатским интригам Палпатин возглавляет войну с сепаратистами, которыми руководит он же, но в лице Дарта Сидиуса. Так у него выходит играть в войнушки с самим собой, и он концентрируется на том, чтобы во время этих боевых действий погибли мешающие ему люди и рухнула элита, поддерживающая текущий строй. В критический момент он инсценирует собственное похищение, чтобы лишний раз отвести от себя всякие подозрения и предстать эдаким мучеником в глазах народа. Когда Палпатина освобождают из плена джедаи Кеноби и Скайуокер, начинается совращение самого выдающегося молодого джедая Энакина на сторону тёмной Силы. По возвращению Канцлера на место Республика начинает наносить сокрушительные удары по повстанцам, которые лишаются поддержки Сидиуса. В это же время Палпатин приходит к сенсационному выводу: оказывается, что глава коррупционеров — это джедаи, и они же помогают сепаратистам, так что он вынужден отдать клонам «приказ 66» — и они расстреливают своих бывших командиров-джедаев в спину. В то же самое время уничтожается и всё джедайское сообщество вместе с малолетними учениками. На этой волне Палпатин предлагает ошеломлённому Сенату принять на себя чрезвычайные полномочия, чтобы сосредоточить всю власть в своих руках, максимально эффективно подавить восстание и установить прочный мир — с обещанием тут же сдать полномочия при достижении равновесия. Мир будущего обращается к технологии древних греков: Палпатин становится временным тираном и его в этом все поддерживают, так как не хотят показаться коррупционерами и тайными сепаратистами в глазах недоверчивых коллег.
Если вы посмотрите прошлогодний фильм Оливера Стоуна «Нерассказанная история США», то увидите, что крупное военизированное государство имеет признаки манипуляции ситхов под покровом демократических идеалов: провокации, нападение на локальных лидеров маленьких государств под предлогом «опасности для демократии» и при внешней регулярной смене лидеров — десятилетиями одни и те же лица у руля власти.
Так Палпатин превращает Сенат из рупора народного гласа в проводника своих интересов и больше не собирает указания от разных политических сил, а сам раздаёт их направо и налево. В конце концов, он в частном порядке расправляется с элитой конкурентов и с вожаками сепаратистов, получая абсолютную власть и полное отсутствие инакомыслия. Теперь элементарно некому попросить его сдать полномочия, данные ему в экстренном порядке и на время. Однако его правление, как и правление любого диктатора делает передачу власти невозможной, и из Дарта Вейдера, в которого он превратил Энакина Скайуокера, не выходит сделать полностью контролируемого тёмного наследника. Залогом падения Императора становятся всё те же посвящённые джедаи, сохранившие своё сверхзнание и натренировавшие в изгнании новых учеников.
По-настоящему изменить баланс сил может только появление посвящённых на другой стороне, и в этом смысле и Империя, и Республика заинтересованы в сохранении тайных знаний и в том, чтобы массы были невежественными. На протяжении IV — VI частей Император и его главнокомандующий Дарт Вейдер стараются подавить новых повстанцев: ошмётки республиканцев, которые борются с диктатурой. Когда на стороне повстанцев появляется новый молодой джедай Люк Скайуокер, Дарт Вейдер обретает не только сына, но и могущественного конкурента. Император стравливает сына и отца, желая получить Люка в качестве более могущественного ученика. В первоначальных монтажных версиях «Звёздных войн» Люк убивает Дарта Вейдера, надевает его маску и говорит: «Теперь я — Дарт Вейдер». Однако в душе Энакина-Вейдера в критический момент всплывает и побеждает закалка джедая — открывая Лукасу возможность продолжить франшизу, а нам — надеяться на торжество демократии снова и снова. Но — Вейдер жив!
Политика «Звёздных войн» причудливо сливается с политическими играми в нашем, реальном мире. Например, в Украине Дарт Алексеевич Вейдер баллотируется в депутаты — теперь уже и в президенты, а Чуббака безуспешно пытается проголосовать на городских выборах.
Вторая трилогия «Звёздных войн» выходила с 1999 по 2005 год. Первые два эпизода шли в унисон со вторжением коалиционных войск во главе с США в Ирак, который заподозрили в создании Звезды смерти и которым правил однозначный тиран и диктатор Саддам Хусейн. Бравые американские джедаи вторглись и нарушили его планы узурпировать власть во всём арабском мире. Затем американские солдаты всё в том же пустынном регионе, напоминающем Татуин, безуспешно преследовали подпольного Дарта Вейдера — Усаму бен Ладена. На смену убитому главарю Аль-Каиды пришла целая организация, ИГИЛ, с имперскими амбициями и явно с тёмными ситхами во главе. Политические схемы, описанные Лукасом, работают безотказно и в наши дни, и имперские замашки можно проследить почти в любой развитой стране мира. Но в «хороших» странах бал правят джедаи и избранники народа, а в «плохих» — правят злые императоры, которых рано или поздно обязательно нужно свергнуть. Но и республиканский строй, и джедаи, как считает Лукас, не дают никакой гарантии, что в любой момент к власти не придёт диктатор.
Примеры надуманного, как в случае с Палпатином, сепаратизма в наше время можно найти в Сирии и на Украине: главное — правильно подавать информацию. В Сирии «диктаторскому» режиму Асада противостоит вооружённая сирийская «оппозиция», которую, по сути, выделили, вооружили и поддерживают США. Тактика простая — убедить всех в том, что вооружённые сепаратистские молодчики из подполья борются за ценности демократии в ужасно патриархальном обществе, Республика воюет с расправляющей крылья Империей, а Башар Асад — не кто иной, как тёмный ситх. В Украине сценарий сепаратистов и императора провернули сразу две страны — США и Россия. Вначале США убеждали всех, что достаточно безобидный увалень президент Янукович — исчадие ситхов и тёмный император, а Россия убеждала всех, что исчадие ситхов и тёмный император президент Янукович — безобидный увалень. Это дало всем «демократически настроенным повстанцам» право бить и крушить «тиранический режим». Когда всех ситхов в лице украинских чиновников побили и люстрировали в мусорники, в Украине установилось подобие Республики, но тут же образовались новые сепаратисты, которых, в свою очередь, поддерживают российские силы. Республиканский режим начинают называть диктаторским, а из новых украинских политиков начинают делать ситхов и Дартов Вейдеров, которыми с помощью голограмм управляет заокеанский Император. В это же время в ЛНР/ДНР появляются свои «джедаи» вроде Стрелкова, которые, конечно же, не ситхи, а лишь добродушные герои, желающие установить настоящий республиканский строй. Прозападные же силы утверждают, что основные ситхи засели в Кремле, а всё, что происходит на востоке Украины, — происки ужасного тирана Палпатина/Путина, который поддерживает местных графов Дуку и не даёт мирно жить.
Расклад политических сил в новой части, VII эпизоде, совсем немного изменился со времён шестой части. Республиканцы в изгнании победили Императора и вроде бы вернулись к власти, но на самом деле нет — от имперской машины зла, настроенной Палпатином, осталась добротная часть и нашлись желающие встать во главе. Теперь у имперцев новое название — Первый Орден, и ведут они себя совсем как Третий рейх, лишившийся фюрера, но зато заполучивший термоядерную бомбу. Новая партия, как обычно, держится на военных, которые теперь совсем не клоны и не дроиды, а самые обычные люди. Воспитанием глянцевых штурмовиков занимаются с самого детства, прямо как у джедаев, однако учитывают опыт своих светлых коллег и любое проявление инакомыслия вычисляют и жёстко наказывают. Над военными стоит глава спецслужб и лицо партии — молодой и задорный ситх Кайло Рен. И, наконец, во главе всего стоит эдакий рептилоид по имени Сноук — олицетворение всех мировых заговоров и конспирологических теорий. Ситуация отзеркалилась, и если в первых шести частях император использовал искусственную оппозицию, чтобы прийти к власти, то в седьмой всё наоборот — республиканцы тайно поддерживают повстанцев, по сути, «независимые» добровольческие формирования и батальоны.
Хиллари Клинтон закрыла теледебаты кандидатов в президенты от партии демократов словами: «May the Force be with you!», и франшизу под управлением Диснея действительно можно заподозрить в симпатии к демократической партии. Когда-то плохой, а теперь хороший афроамериканец становится героем дня, и хотя, сделав свою часть работы, хочет спокойно смыться, всё же возвращается в неравный, но справедливый бой. Постаревшая, но всё ещё задорная принцесса в изгнании возглавляет оппозицию и в будущем имеет все шансы стать королевой демократии. Женщины вдруг слышат зов изнутри и побеждают толпы безликих мужиков, а за советом идут к седым бородатым патриархам, в уединении тщательно анализирующим ошибки в политике партии. Ну а главное зло исходит от монархически настроенных, амбициозных и воинственных фанатиков. Во вселенной «Звёздных Войн» демократов называют республиканцами, однако в современной Америке именно республиканская партия скорее напоминает Империю, с её страстью к оружию и всё нарастающим томлением по жёсткому и страстному Старшему Брату.
После просмотра «Звёздных войн» с этой точки зрения создаётся тягостное ощущение, что люди всегда будут стремиться на тот самый холм без вершины, а массы будут им почему-то сопереживать. Американские массы, живущие в самой активной демократии в мире, почему-то дают запрос на тираническую фигуру, и вместе со смехом и улыбками приходит Дональд Трамп с его внезапным для всех высоким рейтингом. Трамп — своеобразный представитель Торговой Федерации, который требует — как отлично подметили в Саус Парке — fuck everybody to death и обменивается комплиментами с Путиным.
Сенат восторженно аплодирует, поди разберись, что происходит. Кажется, все дело в том, что в этом мире есть только Палпатины.