Самое настоящее рабство в литературе
06 октября 2017


Исследование
«Рабство»

В рамках нашего большого исследования про рабство мы уже рассказали о пяти фильмах, которые показывают неочевидные виды зависимости и подчинения. Пришло время хорошей литературы по теме: критик «Батеньки» Данил Леховицер рекомендует три романа об угнетении темнокожих, которые не ограничены проблематикой расизма.

«Возлюбленная» Тони Моррисон

Тони Моррисон — лауреат Нобелевской премии по литературе, обладатель Пулицеровской премии, любимый автор Барака Обамы и Опры Уинфри — вскрывает социальные нарывы американского общества. Моррисон исследует такие темы, как насилие над детьми, рабство (которое она приравнивает к геноциду), потеря темнокожими людьми самоидентичности.

В этом смысле написанная в 1987 году «Возлюбленная» — самая сильная книга автора. Роман основан на истории Маргарет Гарнер, которая вместе с дочерью бежала от работорговца из штата Кентукки в свободный штат Огайо. Книга рассказывает о беглянке Сэти, улизнувшей из поместья «Милый дом», который представляет собой эдакий пансион-оксюморон — рабыню здесь били и угнетали. Пробыв на свободе всего двадцать восемь дней, Сэти, заметив поисковый отряд, перерезает своей дочери горло: она не хочет, чтобы малышка прожила свою жизнь в неволе. Но это не спойлер — это первые три страницы романа, после которых повествование отмотает вперёд, в будущее, где тени прошлого и призраки (как реальные, так и воображаемые) будут докучать главной героине.

Книга Моррисон — это проза, в которой мистическое безумие Эдгара По и африканские обряды скрещиваются с острой социальной проблематикой. Но в то же время «Возлюбленная» — не просто такой вот роман-рогатка, больно бьющий белых американцев, а обвинительный акт для всего человечества и его жестокости.

«Дешёвка» Пола Бейти

Если и можно найти книгу, которая займёт противоположный конец эмоционального спектра по отношению к «Возлюбленной» Моррисон, то это «Дешёвка» Пола Бейти. Нет, последний ничуть не хуже метает злобные молнии в тему расовой сегрегации, но в отличие от своей коллеги, Бейти слёз из нас не выжимает. Напротив, он проблематику всячески обыгрывает и искромётно над нею шутит. В романе, удостоенном прошлогоднего «Букера» (кстати, Бейти — первый американец, награждённый традиционно британской наградой), писатель рассказывает об афроамериканце Я (в оригинале Me) по прозвищу Попса, который, решив сломать все стереотипы, возобновляет рабовладельчество и всячески подогревает расизм.

Только этого достаточно, чтобы уже стало смешно. Но эта книга ещё не раз и не два заставит вас криво ухмыльнуться при наблюдении за громоподобным флоу, стендап-выступлениями и эссе-зарисовками главного героя, в которых тот бичует как белых — за непростительные деяния, так и темнокожих — за опущенные руки.

«Дешёвка» — это не просто свежее и экспериментальное произведение, это сериал «Гетто», Гарриет Бичер Стоу, Фредди Мёрфи (только смешней) и Канье Уэст, взятые вместе и утрамбованные в остросоциальную сатиру, которой Бейти мутузит свою аудиторию. Это очень смешной роман, колючий и по-честному неистовый. Он выйдет на русском языке в издательстве «Эксмо» аккурат к вручению нового «Букера». А значит, уже в этом месяце.

«Подземная железная дорога» Колсона Уайтхеда

Новый роман Уайтхеда буквально всем миром подняли на щит и провели ко всем престижнейшим литературным премиям сразу — и к Пулицеру, и к премии Артура Кларка за лучший фантастический роман. К тому же, его выдвинули ещё и на Букеровскую премию.

Как правило, перечисление подобных наград сразу же пробуждает в читателе массу надежд и порою боязливое ожидание композиционной или стилистической сложности. На самом деле, романное устройство, как и сюжет, здесь очень простое: рабыня Кора бежит с хлопковой плантации на Север, который обещает свободу и процветание, через подземную железную дорогу, а точнее сеть тайных тропок, по которым так называемые «кондукторы» переправляли рабов в свободные штаты или Канаду. Дорога эта, конечно, вовсе не подземная и даже не железная, но Уайтхед всё же — немножечко фантаст, поэтому у него она и с рельсами, и с поездами.

Сочетанием головокружительных декораций, динамики и погонь «Дорога» и заработала армию поклонников. А режиссёр Барри Дженкинс уже пообещал превратить эту историю в сериал для Amazon.

Справедливости ради надо сказать, что сквозь всю показную развлекательность так и брызжет, как водится у многих афроамериканских авторов, обида и пылающий гнев — но это понятно и справедливо.

Роман скоро будет опубликован на русском языке издательством Corpus.