Благодаря лингвистическому анализу песен самиздат разобрался, что́ популярная молодёжная российская музыка новой волны говорит о повестке миллениалов и тех, что еще моложе. В этом нам помог пример певицы Монеточки, которая недавно вошла в список Forbes «30 до 30» и популярна благодаря рефлексии в своём творчестве на социальные трансформации.
Современная молодёжная поп-музыка примечательна контекстом, в котором она зарождается и существует. Политическая ситуация в России, отсутствие свободы слова и недостаточность дискуссии на тему таких сложных исторических периодов, как 1990-е годы, сегодня получают осмысление людьми, родившимися в конце 1990-х и начале 2000-х, и конструируют уникальное поле для культурных исследований. Музыка в этом смысле — удобный материал для анализа, так как она является неотъемлемым элементом поп-культуры.
Руководитель исследовательской лаборатории Levada Lab Левада-Центра социолог Степан Гончаров говорит, что массовое производство ― это важный институт, который, согласно системной социологии, объединяет людей. Это фактор, позволяющий людям искать общие основания и соединяться на фоне общих нужд. Поп-культура отражает публичные и обсуждаемые темы в обществе, чаяния людей Это один из способов коммуникации между разными группами.
Отвечая на вопрос о том, что́ в настоящее время является таким «клеем» между живущими в России молодыми людьми, социолог Катя Кочергина приводит пример исследования Яндекса текстов рэп- и хип-хоп-музыкантов из топ-250 популярных исполнителей на Яндекс.Музыка. Выяснилось, что самые характерные слова отражают повседневную жизнь поющих: их профессию («студия», «бит», «рифма»), желание достичь определённого статуса (перечисление названий брендов в песнях) и его демонстрация («тачка», «хата»). Таким образом, по её мнению, центральные темы для популярных музыкальных жанров ― поп, рэп, рок ― темы любви и нелюбви, личного успеха и потребительских достижений.
Темы творчества Монеточки ― это тоже часто семья, селфи, дискотеки, школа, желание прославиться. Не обошлось и без «хайповых» тем ― песни о Гоше Рубчинском и мемах. Но этим её нарратив не исчерпывается, и потому, возможно, её называют представительницей новой музыкальной волны российской поп-музыки.
Монеточка возвращается к культурной памяти 1990-х, которых она не застала, и к осмыслению истории России. По словам Степана Гончарова, сейчас российская поп-музыка тяготеет к ностальгии.
Постмодернизм, к которому часто относят творчество певицы, предполагает некую контекстуальность восприятия, отсутствие точно определённых точек опоры: всё очень плавно перетекает, смешивается, разбирается и собирается в новые смыслы. Однако сейчас у молодёжи есть запрос на то, чтобы найти такие точки, и чаще всего их ищут в прошлом, потому что оно осязаемо. Если мы говорим о российской истории, то для большой части населения такой точкой выступает память о Второй мировой войне, но у молодёжи апелляций к военным годам меньше, потому что для неё это событие слишком далёкое. Так происходит и потому, что память о войне сейчас слишком официозно представляется и отпугивает. Вероятно, молодые люди находят историческую опору в недавнем прошлом ― в 1980-х и 1990-х.
Степан Гончаров отмечает, что опыт 1990-х годов в какой-то степени притягателен для молодёжи потому, что он не осмыслен в российской публичной дискуссии. При опросах социологи очень часто фиксируют, что люди пытаются проскочить период 1990-х, эта тема становится табуированной. Для старшего поколения этот период связан с травматичным опытом переломного момента в государственной системе, для молодёжи он тоже становится в какой-то степени травматичным, поскольку они воспринимают историю 1990-х через призму рассказов своих родителей, бабушек и дедушек.
Так как молодые люди не прожили 1990-е сами, эта декада для них окутана ореолом романтичности. Изучая контент во «ВКонтакте», Степан выявил, какие слова и ассоциации у людей возникают в пабликах, посвящённых 1990-м годам. Оказалось, что чаще всего это не политические контексты, а чистая ностальгия с отпечатком ощущения свободы, радости, незамутнённости. Наверное, для поколения, которому сейчас около тридцати лет, которые помнят не так много, так как они были детьми, это действительно был период свободы, когда они не были ничем ограничены. Людям моложе передаётся от людей более старшего возраста ощущение, что происходило что-то интересное, чего они не застали, хотя это было буквально недавно.
Таким образом, чувство ностальгии, чувство незавершённости общественной дискуссии находят своё отражение и в современной российской поп-музыке и культуре. Происходит шутливое переосмысление вещей, которые в какой-то момент казались серьёзными и трагичными. Песня Монеточки «90» выражает именно такие настроения, которые, по мнению Степана, созревали последние несколько лет.
Меня зачали в видеосалоне где-то под стрельбой
Под лай и вой
Отвёрткой угрожали беспризорники:
— Слышь, диск давай
— Больно, ай!
Бензином водку мешали, глушили литрами
До десяти доживали самые хитрые
Пока чермек сгущался, дробились пальчики
Пиздили тачки, дисками банчили
Делить ларьки ужасно весело с другом на даче
Делить страну — это немножко другая задача…
Ну как же можно в одного и там, и там фигачить?!
Хорошо, что в наше время всё совсем иначе!
Монеточка, «90».
Основные стилистические приёмы текстов Монеточки ― ирония и метафора, и это неслучайно. С лингвистической точки зрения у обоих этих приёмов есть несколько удобных для творческих текстов свойств: они и украшают речь, и позволяют говорящему сказать одно, имея в виду нечто другое, что удобно в ситуации, когда ты не можешь говорить прямо. «Двойное» значение метафоры основывается на переносе уже известной информации на новый объект или на знании о сходных свойствах двух объектов.
Двойственность смыслов иронии достигается за счёт разницы значения высказывания и значения говорящего. И ирония, и метафора в этом случае становятся разновидностью непрямой коммуникации. Таким образом, ни ирония, ни метафора не могут быть оценены в терминах истинности или ложности: их интерпретация осуществляется на основе принципа релевантности, что позволяет добиться того самого «постмодернистского эффекта».
По мнению социолога Кати Кочергиной, ирония и цинизм в текстах таких исполнителей, как Монеточка, ― это признак кризиса идентификации среди молодёжи. Отрицание идеала не даёт нового идеала; стало ясно, что существующие обстоятельства жизни уже не удовлетворяют часть молодых людей, а новых придумать не удалось, и возможностей для этого мало. В обществе, и молодёжь не исключение, растёт аномия — размытие старых норм.
У Монеточки можно выделить ряд семантических полей, которые возникают внутри сразу нескольких песен, на основе которых мы можем сделать вывод о том, какие темы остаются для молодого поколения болезненными и требующими обсуждения:
война, раздор и разрушение
Мишка-медведь возвращался домой,
Выкинув свой автомат.
Монеточка, «До свидания, Сирия!»
Наш Советский Союз покарает
Весь мир от Европы к Неве на восток.
Монеточка, «Наш Советский Союз покарает»
Больше не слышен из мирных домов
Гул самолётов давно.
…
А у дороги веточки пихты
Гордой шеренгой лежат.
…
Больше не будут в бараках пылать
Красный огонь, серый дым.
Монеточка, «До свидания, Сирия!»
И когда, и когда, и когда
Атомный гриб мой подрастёт
Города, города, города
Ядерный пепел занесёт.
Монеточка, «Не хочу ничего знать»
Дома у нас ни дня без войны
Стены скрипят по швам.
...
Мама ушла бомжевать в шалаш
Папа из сейфа достал Калаш
Он говорит, что Крым не наш
Я говорю, что наш!
В море кишок и крови тону
— За идею и за страну!
Я говорю — долой войну!
Он говорит — да ну!
Монеточка, «Украинский вопрос»
Ваши дружки пришли с войны, а мой не пришёл!
Монеточка, «Кумушки»
отсылки к реалиям простых рабочих людей в Советском Союзе, которые могут свидетельствовать как о всё той же не отрефлексированной культурной памяти, так и о возможном ощущении связи между существующей в России «демократией» и былым коммунизмом
Приходите, парни, на завод
Видеоблогинг уже не в моде
На ютубе нынче не везёт
Зато всегда везёт на заводе.
…
Тонны стали, целлюлозы
ГЭС, ТЭС, АЭС.
Монеточка, «Завод»
Столица, водка, Советский Медведь!
Монеточка, «Наш Советский Союз покарает»
Я честный сухарь, что родился на заводе
Живу в своём пакете, кислородом не дыша.
Монеточка, «Ржаной сухарь»
страх перед будущим и отрицание настоящего
Я больше не хочу ничего знать
Никогда, никогда, ничего, ничего
Больше не хочу ничего знать
Никогда, никогда, ничего, ничего.
Монеточка, «Не хочу ничего знать»
Лексический повтор приставки «ни» и частицы «не» в данном примере помогает автору создать атмосферу нагнетённой эмоции и передать предыстеричное состояние главной героини песни.
Что вы так рады? Кто вам наврал, что всё у вас хорошо?
Кто научил вас жить так, быть такой глупою и смешной?
…
Жизнь — не как постер: строго по ГОСТу, розовые перспективы
Меня разбирать поздно
Кумушки, просто
Научите быть счастливой.
Монеточка, «Кумушки»
Ты обещала маме вырасти, но только не сегодня
Мама, знаю, ты не рада, но мне правда надо.
...
Уже завтра взрослый мир покажет лысый свой затылок
Он с букетом роз к нам из разбитых папиных бутылок.
А ты пойми, что за железной этой дверью
Всё та же зона, лишь другой режим.
Монеточка, «Козырный туз»
Сердце не требует перемен
Дремлет в каюте усталый Цой.
Монеточка, «Русский ковчег»
Ах, для чего ж вы, занозы
Возвращаете аттестат?
Вы верните мне юность
Вы верните мне слёзы
А бумажки пускай лежат.
Монеточка, «Пост-пост»
Вчера меня не было, завтра не будет
Я существую сегодня
Господь, подари мне обёртку!
Господь, конфету отдай в преисподнюю!
Монеточка, «Капитал»
нарратив радикальности в молодёжном обществе
В интернете любят детиФорму немцев надевать.
Монеточка, «Мама, я не зигую»
Сегодня будет праздник контрнасилия
Мы уже соседей и друзей пригласили
И тебе по почте пришлём приглашение
Если ты поддерживаешь наше движение.
...
Отдавайся лысому и безупречному
Черепу и примеряй свой кастет.
...
Приходи и ты, собирайся с силами
Смерть легавым — счастье России!
Монеточка, «Праздник контрнасилия»
Мой парень — самый клёвый анархо-коммунист
Он хочет, чтобы венгры жили свободно
Мы ходим с ним на митинги в защиту белых крыс
А простые пацаны — это немодно!
Он — представитель новой молодёжи:
Не покупает PAD, не поливает цветы
И выбивает у себя на коже
Разные прикольные звёзды и кресты.
Монеточка, «Самый клёвый анархо-коммунист»
Я — потенциальный маньяк в плаще
Я — подозрительный тип ваще
Я — антисемит, гомофоб, фашист
Шовинист, сексист, ксенофоб, расист.
Монеточка, «Что же делать?»
отсутствие цели и непонимание будущего
Разбитый ковчег всплывает со дна
И вечно жить нам, и вечно плыть нам
Искать счастье там, где плачут даже
Иконы страшных пятиэтажек.
...
Говорят, что причала нет, мы обречены, и где-то
Кто-то злой на нас без конца с берега пялится
ГМО, НЛО присылает от сатаны с приветом
Здесь помои и грязь давно, скоро совсем на дно.
Монеточка, «Русский ковчег»
Помимо Монеточки, социальные вопросы поднимаются и другими молодыми популярными исполнителями.
проблема недостатка свободы слова
Я враг государства
Мой язык — это правда.
Face, «Наш менталитет»
ощущение бессилия и незащищённости перед властями
Тебе не справиться
И им не справиться
Лёд не спасёт
Майор идёт
А женщины красятся
И дети прячутся
Встать в хоровод
Никто не врёт
Потому и страшно.
Short Paris, «Страшно»
Наши люди на войне, и наши люди на тюрьме
Я помню поминутно понедельник в октябре
Как я собирал на взятку розовому менту
Боясь, что впарит десятку, как кенту
Другой братан сказал, что ему нехуй выбирать
Уехав на войну, он уехал умирать.
Хаски, «Поэма о Родине»
Все выделенные нарративы говорят о том, что молодое поколение не только не находит ответов на многие вопросы, но и не может говорить об этом открыто и потому прибегает, в том числе, к непрямой коммуникации. Тексты современной российской молодёжной поп-музыки зачастую выстраивается за счёт таких лингвистических средств, как метафора и ирония, возвращая собственное общечеловеческое право высказываться негативно — свободно и открыто.