Уже несколько лет россияне массово следуют тренду на осознанность. Наряду с экологичным потреблением, всё больше людей увлекаются финансовым планированием, а Минфин уже минимум два года подряд отчитывается о росте финансовой грамотности населения. Но один из стереотипов вокруг финансового планирования — отказ от любимых привычек и хобби. Cпециально для самиздата спецкор «Медузы» Александра Сивцова пообщалась с четырьмя героями и узнала, как они научились экономить ради любимых занятий.
Вызов для консьюмериста
«Когда меня просят найти в интернете какую-то шмотку по низкой цене, я воспринимаю это как вызов. Бросаю все дела, даже если у меня были планы, и начинаю поиск, потому что уже закусил удила. Приятно понимать, что шмотку, которая официально стоит 150 долларов, я, такой умный, могу найти за 100. По крайне мере меня эти бренды не обманут», — признаётся 29-летний Саша Левин из Москвы.
Его увлечение — поиск брендовых спортивных вещей и кроссовок по самым низким ценам. Охоту за вещами со скидкой Саша начал ещё в подростковом возрасте. Он рос в Казани и любил кататься на скейтборде. Для этого требовались кроссовки, которые в городе было невозможно найти. «Тогда, в 2006 году, культура онлайн-шопинга ещё не сформировалась. Оказалось, что за какими-то вещами нужно охотиться. Их нельзя просто купить, даже если у тебя есть деньги. Охота заключалась в том, чтобы выяснить, в каком московском магазине есть недорогая пара, узнать кто и когда едет в Москву, и попросить купить её», — вспоминает Саша.
Сейчас он работает продюсером культурных проектов на фрилансе. За последние несколько лет его гонорары выросли в три-четыре раза, и он решил пересмотреть своё отношение к финансам. «Я сторонник консьюмеризма, но умею экономно тратить деньги. Среди моих знакомых, кажется, только у меня есть подушка безопасности», — рассказывает Саша. Каждый гонорар распределяется на несколько целей. Левин не любит тратить деньги на рестораны. Вместо очередного похода в кафе предпочитает отложить эту сумму на чёрный день или потратить на новую вещь.
Найти модные спортивные вещи на каждый день, выпуск которых не вызывает ажиотажа, гораздо труднее, чем люкс, уверен Саша. «Кроссовки Yeezy Boost от Канье Уэста массово покупают и также массово перепродают. А вот кофту культового американского бренда рабочей одежды Carhartt, которую ты увидел в Стамбуле и не купил, в России, скорее всего, не найти. Но мне более или менее понятно, где её можно приобрести онлайн», — рассуждает Саша.
Саша ищет вещи не только для себя, но и для друзей. Однажды по просьбе знакомой он нашёл куртку Nike. Вещь продавалась в стоке Ростова-на-Дону, Левин узнал об этом из чата, который создал работник магазина. Саша тусовался там из любопытства: «Сток настолько непопулярный, что там можно найти кучу брендовых вещей, которые давно не продаются в обычных магазинах. Это просто магия». Знакомая заплатила за куртку 2500 рублей с учётом доставки. Если бы она покупала вещь на eBay, пришлось бы заплатить почти в пять раз больше — 150 долларов.
Саша полностью исключил офлайн-шопинг. По его опыту, в онлайне одежда стоит дешевле. Уже несколько лет постоянно пополняет список сайтов и магазинов, где удалось найти вещи с большой скидкой. Эти ресурсы он мониторит, когда собирается что-то купить или ищет одежду по просьбе друзей.
«В монобрендовых магазинах все цены всегда фиксированные. В мультибрендовых можно найти те же вещи минимум на 30 процентов дешевле, — делится опытом Саша. — Тот же Carhartt можно, конечно, купить на официальном сайте. Но ещё вещи этого бренда продаются в нескольких десятках магазинов по всему миру. Там бывают большие распродажи».
Знакомые постоянно убеждают его брать за поиск вещей деньги. Саша отказывается: «Для меня это исключительно спорт».
Когда ты занимаешься шопингом как профессионал, не обойтись без специальных инструментов — дисконтных карт. Их, как и походы по магазинам, разумнее перевести в онлайн. Быстрее всего это сделать с помощью приложения «Кошелёк». Карты многих магазинов можно выпускать прямо в приложении — без пластика и заполнения анкет.
Четыре правила охотника за шмотками:
Покупать вещи онлайн всегда дешевле, чем офлайн. Заказ из Европы или США, даже с учётом доставки, будет стоить вам меньше, чем поход в «Цветной».
В мультибрендовых магазинах цены обычно ниже, чем в монобрендовых.
На официальном сайте чаще всего вещь продаётся по самой высокой цене.
Ищите вещи в онлайн-магазинах по всему миру, а не только на российских сайтах.
Маркетолог против покупок
Как маркетолог Катя Колчанова понимает, что жёлтые ценники, правильная выкладка и анонс короткой распродажи отлично заманивают покупателя. Но вместо того чтобы, в отличие от большинства, действительно выгодно для себя тратить деньги, 39-летняя Катя решила по максимуму отказаться от шопинга: «Для меня дело — либо купить вещь на вторичном рынке, либо просто её найти и взять попользоваться».
Осенью после переезда Кате понадобились лопатка и крючок для неё. Обычно крючки продаются пачками, поэтому почти в каждой квартире их можно найти чуть ли не десятками, предположила она. Первым делом Катя обратилась к друзьям, у которых удалось найти несколько крючков. «Халяве нужно радоваться. Но аккуратно подходить. Если соглашаться на все, скоро можно обнаружить вокруг себя большое количество хлама», — предупреждает Катя.
Она запустила три проекта, связанных с осознанным потреблением: магазин «Осока Высокая», образовательные курсы «Теперь Так» и сервис аренды многоразовой посуды «Обратка». Катя называет себя предпринимателем, у которого «всегда нет денег». «Думаю, это черта характера: если ты хочешь делать что-то не для себя, а для своей аудитории, всё время будешь вкладываться», — объясняет она. Став предпринимателем, Катя начала расставлять приоритеты и отказываться от ненужных трат. Уже год она не покупает одежду, но обновки появляются благодаря подругам, которые отдают свои вещи. То, что не удаётся найти у друзей, Катя покупает на Avito. Текущий года она называет «годом без покупок». По её словам, она купила только носки и новую зарядку для ноутбука. Но под антипотребительский мораторий не подпадают продукты, уходовая косметика и средства для ремонта.
Одной из своих самых бестолковых трат Катя считает автомобиль. В 2010 году девушка купила его, потому что он ей очень понравилась. После Катя поняла, что автомобиль уже полгода просто стоит в гараже. Обычно она пользуется им раз в несколько недель, но тратить деньги на ремонт, оформление документов и бензин всё равно приходится. «Я поняла, что лучше буду ходить до метро пешком. Хотя у меня есть много друзей, которые будто живут в машинах, постоянно опаздывают из-за пробок. Это странно. Получается, мы зависим от всего, что покупаем. Мы работаем, чтобы покупать, а потом работаем, чтобы обслуживать», — рассуждает Катя.
Она уверена, что людям каждый день предлагают купить массу ненужных вещей и фактически потратить деньги просто так. Самый простой пример — посчитать, какую часть ежемесячного дохода человек тратит на покупку кофе с собой, советует Катя. Как радикальный антипотребитель и предприниматель она советует быть более внимательным: «Все мои проекты стараются изменить культуру потребления. Мы не можем избежать некоторых трат — например, всегда будем есть и мыться, но можем делать это бережно. Мы тратим деньги, даже не замечая этого. А чем меньше мы захламляемся, тем легче жить».
Не хранить в шкафу
Во время учёбы в институте Игорь Сердюков работал грузчиком. В неделю он выполнял по четыре-пять заказов, за один получал 360–500 рублей. На тот момент большинство его коллег уже смирились с собственной бедностью и невозможностью исправить ситуацию. Игорь, напротив, не следовал их примеру. «Для начала нужно расставить приоритеты. Например, решить, какую роль в твоей жизни играет еда. Я никогда не зависел от вкусной пищи, но многие заменяют ею другие удовольствия, которых не хватает. Мне важно, чтобы еда была из обычных недорогих продуктов: овощей, фруктов, мяса. Это первый шаг к осознанной жизни, а не только к финансовому планированию», — рассуждает 27-летний Игорь.
Чтобы быть экономным, нужно хорошо разобраться в том, на что ты собираешься тратить деньги, уверен он. Можно расспросить людей, которые уже разбираются в этой сфере и готовы подсказать. Игорь приводит в пример своё увлечение квадрокоптерами: с витрины магазина аппарат можно купить за 100 тысяч рублей, в онлайне — за 80 тысяч, заказать из Китая — за 60 тысяч.
Следующий шаг — определить, насколько далеко ты готов пойти. «Чтобы не попасть в ситуацию, когда ты потратился на палатку для годового похода на Эверест, а уже через два дня передумал, вернулся домой и положил инвентарь в шкаф», — объясняет он.
Ещё одно правило — сразу использовать покупку, а не хранить в шкафу. Если так не получается, Игорь продаёт вещь.
Но осознанный подход Игоря не понимают родственники. «В нашей стране чаще отбирали, чем давали. Сейчас люди получили возможность копить и вещи, и деньги и начали это делать. Мои близкие склоняются к такому решению», — объясняет он. Деньги Игорь тоже не копит — не видит смысла в мёртвых вкладах: «Когда общаешься с консервативными людьми, нужно не учить их жить, а показать им пример. Тогда они лучше воспринимают чужие взгляды».
Правила осознанности
Определить приоритеты: на что конкретно ты хочешь тратить деньги.
Разобраться в теме, прежде чем тратить деньги.
Сразу продавать ненужные вещи и вкладывать деньги в новое.
Не копить.
Экономия для шопоголика
В студенческие годы Настя Головешко каждый день ходила с подругами на киевские барахолки, где покупала шляпки, сумки и другие вещи. «У меня случился психоз. Несмотря на то, что в гардеробе скопилась куча вещей, носить было нечего. После этого решила обдумать свой подход к шопингу и выбору вещей. И чем больше я зарабатывала, тем осознаннее становилась», — делится Настя.
Сейчас ей 27 лет, она работает арт-директором сети магазинов Cocos Moscow. За последние семь лет Настя разработала для себя правила шопинга. Например, вещи-одногодки она сознательно покупает в магазинах сегмента масс-маркет. «Нет смысла тратить 20 тысяч рублей на белые кроссовки, которые в любом случае за год износятся. Лучше купить их в H&M и регулярно обновлять», — рассуждает Настя.
В винтажных магазинах, аутлетах, секонд-хендах, а также на площадках типа Avito можно найти качественные вещи, которые прослужат годы, уверена она. Например, кашемировые свитера, брендовые кроссовки и аксессуары, перечисляет Настя. Если девушка покупает вещь на Avito или «Юле», то старается торговаться с продавцом. Чтобы это получилось, для начала нужно узнать своего визави, как минимум спросить, почему он продаёт вещь, проверить, насколько дешевле. Если он уже сделал большую скидку, значит, на торг, скорее всего, не согласится. Чем выше цена на вещь, тем реальнее её сбить и тем более округлить. Если вещь стоила 30 тысяч рублей, а продают её за 21 тысячу, можно как минимум сократить цену до 20 тысяч.
Ещё одно правило покупок с Avito: никогда не покупать вещь, если продавец из Москвы «находится» около метро «Охотный ряд» или «Площадь Революции». «Скорее всего, это „магазины“ с палёными вещами. В этих районах почти нет жилых домов и, соответственно, некому выкладывать объявления о продаже», — объясняет она.
Как научиться покупать одежду
Ищите брендовые вещи в секонд-хендах.
Научитесь отличать оригинал от подделки.
Пытайтесь торговаться.
Не покупайте то, что не можете носить сейчас.
Дорогие брендовые вещи Настя тоже покупает на вторичном рынке. За этот урок ей в буквальном смысле пришлось заплатить. В 2011 году она купила кроссовки New Balance. На официальном сайте пара стоила 8 тысяч рублей, на Avito можно было приобрести такую же новую всего за полторы тысячи. Обувь продавалась без коробки, за что владелица очень извинялась. Настя, ничего не заподозрив, купила кроссовки. Позже она с друзьями обсуждала, как отличить подделку от оригинала. Друзья привели в пример New Balance: у каждой кроссовки свой серийный номер, в паре они отличаются на две последние цифры. Настя поняла, что на Avito купила подделку.
Прежде чем скупать б/у брендовые вещи, нужно научиться безошибочно отличать оригинал от подделки. «Тут начинается самое интересное: просмотры десятков видео, изучение статей и отзывов тех, кто уже купил. Без подготовки лучше даже не заходить на сайты с б/у вещами. Нужно обязательно запастись терпением и методично обновлять страницы, чтобы найти свой размер», — советует Настя. Но сверхпопулярные вещи, например сумку Dionysus от Gucci, не стоит покупать на вторичном рынке, так как, скорее всего, никто не решится её продавать. «И как бы ни хотелось сэкономить, настоящая сумка Gucci никогда не будет стоить 10 тысяч рублей», — предупреждает Настя.
Перед шопингом она всегда заранее составляет список необходимых вещей и не покупает то, что ей не нужно сейчас, даже несмотря на скидки в 70–80 %. «Благодаря этому правилу я позволяю себе наслаждаться сезонным актуальным шопингом, а не тратить деньги на то, что ещё не скоро меня порадует», — объясняет она.
А что вообще такое деньги, как они перестали быть материальными и откуда появились программы лояльности? Мы сделали анимационный ролик на эту тему!