Закрывается независимый издательский дом «Мамихлапинатана», который вырос из самиздата «Батенька, да вы трансформер». Основатель и главный редактор самиздата объясняет, почему так случилось, какие сложности к этому привели, и рассказывает, что будет дальше с самиздатом.
Мы закрываем издательский дом «Мамихлапинатана», основанный в 2016-м. Мы весь год бодались, но так и не смогли справиться с кризисом 2020-го и финансовыми сложностями, которые наложились на наш прошлый, слишком быстрый рост, ошибки в бизнес-модели и планировании.
После закрытия ИД останется три отдельных проекта: контент-студия Artel Media, книжное издательство «Носорог» и самиздат. Все они будут дружественны, но юридически и экономически независимы друг от друга. Каждому из них предстоит стать полноценным бизнесом.
Почему так?
Мы верили, что в рамках одного издательского дома можно одновременно с нуля построить и развивать совершенно разные направления: рекламное агентство, независимые медиа и некоммерческие просветительские проекты. Мы ошиблись.
Мы построили эту компанию без инвестиций и верили, что рентабельности агентского бизнеса хватит на покрытие расходов и содержание медийных и просветительских проектов. Мы стремились запускать новые, давать им время встать на ноги, найти свою нишу и научиться зарабатывать. Три года у нас получалось, но рынок жёстко продемонстрировал недостатки и неустойчивость нашего подхода. Любые эксперименты с бизнес-моделями в молодой компании, где стабильно зарабатывает только одно звено, обходятся слишком дорого и несут много рисков, особенно в условиях глобального кризиса.
Наши проблемы начались ещё в прошлом году, но коронавирус катастрофически усугубил ситуацию — и мы не справились.
Наступление пандемии мы почувствовали уже в январе, когда в России не было ещё ни одного заболевшего: у части наших клиентов стали закрываться производства или срываться продажи в Китае, что сказывалось на наших совместных планах и проектах. Весной проблемы начались уже у всех, и наша выручка моментально рухнула на 70 %, у нас стали накапливаться долги, задерживаться зарплаты и увольняться сотрудники. Это вообще-то смерть.
Но наша команда продолжила работать в критических обстоятельствах, чтобы выбраться. Закрытие издательского дома — сложное, но необходимое решение, чтобы двигаться дальше и адаптироваться к новым условиям.
Для всех, кому интересно подробнее узнать про причины кризиса, ниже небольшая история о нашем происхождении. Про дальнейшие планы — последняя часть текста.
Чтобы объяснить, почему так получилось, мне нужно рассказать, как вообще издательский дом появился и для чего.
В июле 2014 года, после трёх бессонных ночей, мы c Антоном Ярошем запустили самиздат «Батенька, да вы трансформер» — и на рассвете небольшой экспедицией выехали в аномальную зону, известную как «Адский треугольник». Сама идея этого издания пришла мне в голову летом 2007 года, когда я проходил практику в Киеве и обнаружил дореволюционный журнал «Нива» с Теодором Глаголевым, рекламирующим средство для роста волос «Перуин-пето». Мы запустили самиздат как хобби, вокруг которого быстро собралась армия журналистов, художников, музыкантов, редакторов, писателей. Всё делали своими силами: я кодил первую версию сайта (можно посмотреть вот здесь), мы с Антоном сами рисовали и делали первые коллажи (и шутили, что создали школу «Плохого, но хорошего коллажа»), люди со всей планеты присылали нам свои истории и тексты, а первая команда самиздата собиралась после работы в кафе и проводила шумные планёрки. Мы всё делали бесплатно, и даже первый хостинг нам подарили друзья и разместили наш сайт на одном серваке с сайтами каких-то чёрных ведьм и исламских фундаменталистов, из-за чего наш сайт частенько оказывался заблокированным.
Сидя на основных работах, мечтали, что однажды самиздат станет нашей единственной работой, что мы сможем платить всем авторам и художникам самиздата. Было не очень понятно, как это сделать. Инвесторов мы искать не хотели, своих денег у нас не было. В 2016 году Антон заметил, что в России только-только зарождается рынок контент-маркетинга, и мы поняли, что можем использовать свою экспертизу в медиа и помогать брендам, а вырученные деньги инвестировать в самиздат. В августе 2016-го мы отправились в экспедицию в Хакасию — в «Обитель чёрного дьявола», по возвращении зарегистрировали ООО «Мамихлапинатана», открыли контент-студию Artel Media, нашли первых клиентов и с тех пор ни в одной экспедиции больше не были: началось суровое строение медиа-бизнеса в России.
Идея была очень простой — наша команда одновременно работает над двумя направлениями: занимается журналистикой в самиздате и создает медиа для брендов, получая за это зарплату. Хобби стало делом: наём сотрудников, трудовое законодательство, счета, налоги, планирование, бухгалтерия. Через год мы сильно разрослись: сняли первое в своей жизни помещение под настоящую редакцию, мы с Антоном покинули свои работы и теперь уже full-time сфокусировались на своём новом деле. К нам присоединились новостной агрегатор Breaking Mad и литературный журнал «Носорог». Мы стали издательским домом.
Самиздат постепенно начал зарабатывать и платить гонорары. Да, не всегда быстро, с задержками и не очень большие суммы, но наша мечта дать работу и платить за неё деньги стала медленно сбываться. В марте 2019 года в нашем издательском доме было уже почти полсотни штатных сотрудников, в декабре 2019-го — 110.
Ко второй половине 2019 года самиздат стал двигаться к рентабельности: мы сделали десятки сильных коммерческих нативных проектов, выросли по трафику. Нам удалось выделить команду самиздата, чтобы она могла фокусироваться только на нём, а не совмещать самиздат и контент-студию, всё ещё покрывавшую основные затраты издания и всего ИД.
Такая конструкция приводила к задержкам выплаты гонораров: на рекламном рынке правят постоплаты, а это значит, что работу мы проделали сейчас, оплатить её авторам должны тоже сейчас, но деньги нам за это придут в будущем. Это всегда была гонка, в которой у нас не получилось обзавестись финансовой подушкой.
Плюс сам самиздат создавал немало проблем для клиентского бизнеса: громкие публикации, резонансные истории, бесконечные угрозы блокировок и наша долгая эпопея с судом с Роскомнадзором (мы уже добрались до ЕСПЧ) не сильно способствовали успеху на рекламном рынке. Зато самиздат научился делать большие истории, поработал с более чем 2000 авторов со всей планеты, собрал выдающуюся группу художников, получил более 100 номинаций на «Редколлегию», сделал более 40 подкастов, несколько документальных фильмов и добился среднего сеанса чтения в 9 минут 20 секунд.
В 2020 год «Мамихлапинатана» заходила компанией, создавшей более сотни рабочих мест, и мы были уверены, что справимся со всеми трудностями. Даже тот факт, что прямо перед Новым годом у нас образовался гигантский кассовый разрыв из-за переноса клиентской оплаты и нам с Антоном пришлось взять крупный микрокредит под личное поручительство, чтобы вся команда не ушла на праздники без денег, не омрачал нас. 2020-й обещал быть трудным, но отличным годом.
Но не случилось. Самиздат практически перестал зарабатывать, у нас уменьшилась команда, мы почти прекратили заказывать тексты, чтобы не генерить новые долги. Люди, которым самиздат должен денег, пишут заслуженно гневные посты в социальных сетях. Контент-студия только-только выбирается из рухнувшей выручки.
Никаких личных кредитов и займов уже не хватает, чтобы покрыть такой убыток. Именно поэтому мы закрываем издательский дом, перезапускаем бизнес, чтобы исправить свои ошибки, снова стать финансово успешными, чтобы выполнить все наши обязательства перед всеми, кому мы задолжали.
Мы выделяем три отдельные компании.
Агентство бренд-журналистики Artel.Media продолжает работать со своими клиентами без изменений, в прежнем составе. Команда планирует запуск новых продуктов и направлений.
Издательство «Носорог» расширит ассортимент книг, а также будет заниматься развитием рынка независимых издательств интеллектуальной литературы.
Самиздат переходит в режим стартапа — то есть компании, которая находится в поиске устойчивой бизнес-модели.
У всех трёх компаний остаются долги перед нашими авторами, художниками, редакторами. Мы понимаем, сколько стресса наша компания причинила, и просим у всех прощения за это. Но мы не снимаем с себя ответственности и выплатим всё в полном объёме. Все долги распределяются по новым проектам и будут выплачены до последней копейки. Мы делаем всё, чтобы решить этот вопрос.
Самиздат не закрывается. Сейчас мы делаем упор на два направления, которые (гипотеза!) могут помочь нам зарабатывать и жить: это образование и подкасты.
Мы запустили школу самиздата: на курсе «7 шагов к тексту» в конце декабря заканчивает обучаться второй поток а совсем недавно была открыта продажа мест на наш новый курс — «Та самая история». Если хотите нас поддержать, приходите к нам. Мы планируем запуск и других курсов.
Про подкасты мы ещё расскажем подробно — мы делаем их уже четыре года, умеем помогать брендам рассказывать истории в аудио.
Не буду писать, что мир в огне, — вы и так это знаете. Просто хочу добавить, что это был (и ещё две недели продлится) чертовски сложный год, но мы намерены продолжать делать то, что делали все эти годы: работать журналистами, как бы сложно это ни было, и рассказывать первоклассные истории.
Спасибо