«Да, скифы мы»: как Гумилёв, Трамп и Балтика-3 вернут нас к корням
Иллюстрации: Никита Расолько
29 марта 2017

Россия ищет свой особый путь, и многие активно пытаются ей в этом помочь, возвращая целые народы к историческим корням. Несмотря на то, что скифская цивилизация была уничтожена готами в третьем веке нашей эры, скифы всё это время были среди нас. Вы просто этого не заметили. Историк и штатный алкоголик самиздата Алексей Синяков отправился на скифский обряд, смешал пиво с водкой, не поговорил с Дональдом Трампом и узнал, может ли еврей стать скифом.

«Мы, рождаясь, попадаем в уже освоенное пространство цивилизации, обнесённое непроницаемой стеной… Это пространство дюркгеймовской реальности, бодрийяровского символического обмена, матричной симуляции, платоновской пещеры», — говорит нам сайт «Новые скифы». На столе стоят полуторалитровые сиськи Балтики-3. Слышна кавказская речь. Кто-то невидимый ставит советские шлягеры на макбуке.

— Простите, вы скиф? — спрашиваю у дедушки, похожего на спивающегося Харланда Сандерса.

— Нет.

Маленькая девочка стоит за рядом столов, на столах висят футболки с надписями «Новые скифы» и лежат журналы. Журналы — бесплатные, говорит девочка. Откладываю журнал в сторону. Через пару минут вижу, что его листает молодой парень.

— Простите, вы скиф?

— Нет.

Журнал он не отдаёт.
WHITE POWER ИНДИЯ

— Не выпивайте всё пиво — оно для скифского обряда! — настоятельно просит женщина. Она, видимо, распорядитель. Многие продолжают наливать и пить.

В V веке до нашей эры Геродот Галикарнасский писал:

«В Скифской земле произрастает конопля <…> Взяв это конопляное семя, скифы подлезают под войлочную юрту и затем бросают его на раскалённые камни. От этого поднимается такой сильный дым и пар…», — словом, место для съезда движения «Новые скифы» было выбрано как нельзя правильно: завод «Арма».

Новые скифы — движение, на первый взгляд, несколько странное, но на самом деле довольно серьёзное, если присмотреться к нему получше.

В журнале «Центра Льва Гумилёва», распространяемом на съездах, есть фотографии с мероприятий новых скифов, на которых можно встретить философа Александра Секацкого, писателя Олега Шишкина, Нурсултана Назарбаева, а также рассуждения о стране Белой Индии, которая есть «Страна Счастья, голубых птиц, огненных грёз, ангелических цветов». Почти Петушки. Из этого скифского журнала понятно, что Белая Индия находится где-то в России, хотя точно пока не никто не знает где. Обнаружить скифа не территории России гораздо проще — надо только различать скифские признаки, — так написано в журнале.

На заводе «Арма» выделить хотя бы у одного человека скифские признаки крайне трудно. Александр Секацкий, например, выделяет следующие черты скифов, которые присутствуют в их современном менталитете: «русский авось, неуспокоенность, стремление к нулевой массе покоя, готовность во что бы то ни стало сопротивляться прямому превентивному рациональному упорядочиванию».

Рациональному превентивному упорядочиванию сопротивляется, кажется, всё в «Арме»: женщины в вечерних нарядах, суетные дети, бабушки и дедушки с видом членов теософского общества Блаватской, один парень в косоворотке, удмурт.

Пока не начался скифский обряд, на экране проектора мелькают фотографии со скифских слётов, древние артефакты, наскальная живопись со свастикой, картины Петрова-Водкина, Малевича.
СКИФСКИЙ ОБРЯД

Вжух, и ты скиф! На самом деле — вжух, вжух, вжух.

Трое мужчин наливают по полному стакану Балтики № 3. Так же делают все вокруг. Скифский обряд хороший: сисек пива много, и все они полуторалитровые. Осетин в центре стола зажигает свечу на столе. Он что-то долго и эмоционально говорит на непонятном языке (я думал, тост, оказалось — молитва), а после его слов все выпивают залпом по стакану пива. Наливают ещё. Так повторяется несколько раз. Когда выпиваю третий стакан, кажется, что такое посвящение хорошо проводить ежедневно.

Иногда незнакомая речь политкорректно сменяется русской. Из русской речи понятно, что один из тостов-молитв мы пьём за духов, «которые нас вскармливают, — чтобы они благосклонно к нам относились». Хороший тост.

Оказалось, что осетин произносит тосты-молитвы не случайно. Точнее, оказалось, совсем не случайно, что их произносит именно осетин: из всех народов СНГ осетины ближе всего к древнему народу Северного Причерноморья, так как происходят они от аланов, родственными племенами которым являются сарматы и скифы. Но это всё история.

На закуску — осетинские пироги. Потом я узнаю, что пироги, как и свастика на экране, тоже являются символами солнца. Но не только солнца. Осетинских пирогов в обряде три — иногда они сопоставляются с образами бога, земли и солнца, говорится на сайте «Новые скифы».

Возможно, все эти три ипостаси надо писать с большой буквы.
ОЖИДАНИЕ

В анонсе мероприятия был заявлен телемост Новых скифов с Дональдом Трампом. После которого была запланирована «скифская дискотека» и который по каким-то неизвестным никому причинам не состоялся. Однако, как стало известно уже потом, важному геополитическому разговору помешал климат — на сайте Центра Льва Гумилёва было написано:

«Вызванные неожиданной недавней победой Дональда Трампа пурга и оледенение не позволили ему поучаствовать в IV съезде Новых скифов».
ПОСЛЕ ОБРЯДА

Когда все присутствующие прошли скифский обряд, можно было подойти к директору Центра Льва Гумилёва Павлу Зариффулину. Он тоже прошёл скифский обряд. Так как я доливал в скифское пиво водку «Каждый день», о том, что говорил с Павлом Зарифуллиным, я узнал только из записи на диктофоне.


— Какая цель у Новых скифов?
— Мы восстановили скифское движение в России, ему уже пять лет. Мы восстановили движение, которое было у Александра Блока, Сергея Есенина… Это было движение культурное, вокруг альманаха «Скифы» в 1917-18 гг. Движение уже работает во многих регионах России и странах Содружества: от Таджикистана до Приднестровья. Цель движения – объединить людей. Потому что очень многое нас разделяет экономически, политически и культурно. Но почему-то все в СНГ считают, что они происходят от скифов. И кавказцы, и тюрки…

— Можно ли стать скифом, если вы еврей?
— Если вы почувствовали эту золотую… Во-первых, Пастернак и Мандельштам писали в скифский сборник. Они были скифами точно. У евреев ашкенази даже существует целое идеологическое направление, что они именно не евреи, а скифы. Скифство, оно веротерпимо. Мы не создаём новую национальность. Мы создаём объединительный вектор, который объединяет разные народы и культуры.

— Вот мы пили пиво…
— Это древний осетинский обряд. До сих пор существует несколько народов, которые говорят на скифско-сарматских языках. Осетины — один из них. Они сохранили многие обряды нетронутыми. И мы восстанавливаем эти обряды через них. И не зря война была именно в Осетии. Вроде бы маленькая республика, ни нефти, ни газа, ничего. Но бились [там] за сакральную географию, за наследие скифов. Вся битва в Украине за скифское золото фактически идёт.

— Подсознательно?
— Подсознательно, потом сознательно.

— Почему на слайдах были Петров-Водкин и Малевич?
— Петров-Водкин оформлял первые сборники скифов. А Малевич…

Далее на заднем плане слышен голос девушки: «...оставайтесь на дискотеку».