Молитва в танце, проповедь как бизнес-тренинг и адепты в разных ветвях власти. С начала 1990-х в Ярославле существует пятидесятническая религиозная организация «Новое поколение», в «нулевых» сменившая название на «Церковь Божью». Её членов преследовала прокуратура, пресса обвиняла в склонении прихожан к суициду и убийствам, но сегодня пасторы-пятидесятники участвуют в работе патриотических движений, учреждённых с подачи президента, ведут успешный бизнес и работают с наркозависимыми, а Ярославль стал, по сути, штаб-квартирой «Церкви Божьей», насчитывающей несколько тысяч прихожан. По просьбе самиздата ярославский журналист Мария Шуляк рассказывает о зарождении, преследовании и расцвете одной из самых влиятельных религиозных организаций России.
Апрель 1995 года. В ярославском Доме культуры проходит собрание религиозной организации «Новое поколение». На сцене хор девушек. Одна из них берёт в руки микрофон и говорит: «Прославим же нашего Господа песней! Аллилуйя!» Песнопения продолжаются минут десять, сопровождаясь рефреном: «Благословляй свой народ, Господь!» Публика в зале восторженно поднимает руки вверх и закатывает глаза. Это больше похоже на рок-концерт, чем на религиозную службу: люди прыгают в такт музыке, извиваются и пытаются танцевать.
В первом ряду среди прихожан стоит Андрей Дириенко — старший пастор церкви «Новое поколение». Он держит на руках ребёнка, покачивает его, а затем передаёт в руки жены. Под слова «Славь народ, Господь!» пастор поднимается на сцену. Он берёт в руки микрофон и говорит: «Аллилуйя». Публика мгновенно подхватывает. На этом речь пастора в видеофрагменте, доступном на Youtube, обрывается.
В интернете в открытом доступе сохранилось множество видеозаписей проповедей и служб религиозной организации «Новое поколение», чья основная активность пришлась на середину 1990-х — начало 2000-х. Вот, например, запись 1997 года — детский рождественский концерт. На сцене около десятка ребят в возрасте трёх-пяти лет. Они передают друг другу микрофон, зачитывая стихотворения о Боге и Иисусе Христе. «Я бы самого Христа увидела глазами», — говорит девочка с белым бантом на голове. Следом за ней микрофон берёт светловолосый мальчик четырёх лет: «Ты, сестричка, не грусти, будем вечно с ним. Только очень нужно нам Иисусу верить, он откроет в небеса верным детям двери». Публика аплодирует, а дети замолкают. «Ну а теперь все вместе», — подсказывает воспитательница. Дети выстраиваются в ряд и продолжают: «Мы хотим пойти за ним, за Христом в обитель. И без нас вам не уйти. Слышите, родители!»
Ещё одно видео, где фигурируют дети: фильм о палаточном семейном лагере «Нового поколения», проходившем в начале 2000-х. «Пастор Андрей говорил, что в этом месте собрались люди, которых Бог снабжает для чего-то великого», — рассказывает в видеоролике один из участников организации. Каждый день в лагере завершается молитвой и рассуждениями пастора об уникальности своих прихожан: «Бог говорит: „Мы — Новое поколение людей, которые принесут славу, свободу и мир… Которые принесут исцеление своему народу“».
Подъём «Нового поколения»
Христианский центр «Новое поколение» появился в Ярославле 24 сентября 1991 года. Это харизматическая организация, ведущая начало от церкви пятидесятников. Сами пятидесятники известны в России с начала XX века. Основатель этого религиозного течения — пастор Чарльз Пэм из города Топика, штат Канзас. В 1900 году Пэм пришёл к выводу, что главное духовное переживание верующего связано с сошествием на него Святого Духа. Пятидесятники считают, что то же самое пережили апостолы на пятидесятый день после воскресения Христа. Отсюда происходит и название религиозного движения. Другой способ достичь единения с Богом — глоссолалии, то есть «говорение на иных языках». Это то, что испытывает верующий в процессе молитвы. Считается, что этот феномен проявляется у прихожан, когда проповедник кладёт им руки на голову во время проповеди.
Распространение пятидесятничества началось в России при Николае II, но после 1917 года оно было запрещено. Религиозная организация существовала, но подпольно, объединившись с баптистами и протестантами. В период перестройки пятидесятники возобновили работу открыто. В 1988 году один из лидеров организации Алексей Ледяев инициировал в церкви нововведения: проповеди стали сопровождаться песнями, танцами, религиозными стихами и гимнами. Это не понравилось советским священникам, которые следили за деятельностью пятидесятников в России. Ледяеву пришлось уехать в Ригу. Там он основал Рижскую харизматическую церковь «Новое поколение».
Среди прибалтов церковь пользовалась популярностью. К июлю 1991 года число прихожан в СССР достигло 250 человек, в том числе в Казахстане, Украине и Армении. Годом ранее коллега Ледяева пастор Андрей Кочкин отправился на службу в Ярославль. Вернувшись в Ригу, Кочкин рассказал Ледяеву, как хорошо восприняли его проповеди ярославцы. Тогда же в Ригу приехали представители общины пятидесятников из Стокгольма. Вместе они решили выбрать один город в России, где можно основать ещё одну церковь. Им стал Ярославль.
Развитию «Нового поколения» помогал американский бизнесмен, президент «Христианской молодёжи интернешнл» Боб Вайнер. Он спонсировал церковь и выплачивал зарплаты пасторам. В газете «Золотое кольцо» от 26 ноября 1992 года участница организации «Новое поколение» пишет: „Вайнер посадил на зарплату обоих пасторов — и Виктора Татача, и Андрея Дириенко“».
К началу 1996 года церковь «Новое поколение» насчитывала пять тысяч прихожан. В 1990-е с визитом в Ярославль приезжали сам Боб Вайнер, американский проповедник Расти Рассел, в 1993 году свои проповеди провели Кеннет Хейгин, а в 1994 Мэрилин Хикки. Также регулярно в Ярославль наведывался основатель «Нового поколения» Алексей Ледяев.
Особое внимание «Новое поколение» уделяло работе с молодыми людьми. В апреле 1996 года в Ярославле прошла конференция, посвящённая евангелизации молодёжи в школах и вузах. Три дня Боб Вайнер и его супруга Роза Вайнер рассказывали, как нужно работать со студентами и школьниками и объяснять им религиозные заповеди. В «Губернских вестях» от 19 апреля 1996 года говорится, что Вайнеры предложили работать с потенциальными верующими многоступенчато. Сначала нужно создать микрогруппы по 10–15 человек, а они уже будут привлекать в церковь новых прихожан. Благодаря такому методу Вайнер надеялся к 2000 году обратить в пятидесятничество 15 миллионов российских студентов.
С 1998 года активную пропаганду среди молодёжи проводил Тенгиз Гваришвили. Он возглавил организацию «Центр творческой молодёжи» и создал программу «Что выбирает новое поколение, кроме пепси?» (позднее программа стала называться «Наркотики — удовольствие или смерть?»). Гваришвили ходил по учебным заведениям, где рассказывал о вреде наркотиков, параллельно приглашая детей на службу. Так продолжалось несколько лет, пока 17 января 2001 года этими визитами не заинтересовались в прокуратуре. Родители одного из учеников ярославской школы № 17 пожаловались прокурорам, что Гваришвили, проведя антинаркотическую лекцию, позвал детей в ДК «Красный перевал» для дальнейшей беседы, которая закончилась молитвой. По итогам прокурорской проверки «Центр творческой молодёжи» был ликвидирован.
«Церковь Божья»
С 2002 года отношения «Нового поколения» с властями ухудшились настолько, что деятельность пастора Алексея Ледяева в РФ была признана незаконной. Помимо Ледяева, в Россию запретили въезд американскому проповеднику Расти Расселу.
До 2002 года «Новое поколение» часто упоминалось в ярославской прессе в негативном ключе. Герои статей — люди, состоящие в организации и совершившие самоубийства из-за своего психического состояния. В статье «Комсомольской правды» от 5 июня 1998 года рассказывается о трёх таких случаях: одна женщина спрыгнула с седьмого этажа, вторая повесилась, третья подожгла себя. Все три героини были прихожанками «Нового поколения».
Нередко в местных изданиях рассказывалось и о том, как участники «Нового поколения» совершали уголовные преступления. Так, в 2002 году ярославец Алексей Розин убил своих бабушку и дедушку, потому что те отказывались признавать религию пятидесятников и хотели уехать от внука в Израиль.
Вот что говорится в экспертизе ярославской областной психиатрической больницы №01-38/574 о влиянии «Нового поколения» на психику его прихожан: «В деятельности Христианского центра „Новое поколение“ присутствуют виды воздействий, сопровождающихся нанесением ущерба психическому здоровью людей. Под видом религиозных проповедей, обрядов, ритуалов проводится активное прямое и косвенное внушение в индивидуальной и массовой формах. При этом у испытуемых формируется особое состояние сознания с утратой критического отношения к происходящему, слепым повиновением руководителю <...> Также используются методы погружения людей в гипнотические состояния разной глубины, при которых нарушается способность адекватно оценивать поступки, максимально подавляется критика и значительно возрастает разрешающая способность внушений. Многократное, массовое введение людей в гипнотическое состояние способствует патологическому повышению внушаемости, взаимной индукции — „психическому заражению“ окружающих псевдорелигиозными идеями».
Впрочем, всё это в итоге не помешало существованию религиозной организации под новой вывеской. С 2002 года «Новое поколение» стало жить под названием «Церковь Божья», которая в итоге стала одной из главных харизматических организаций России. Начальствующий епископ церкви — Сергей Ряховский. Он входит в состав Общественной палаты и возглавляет Российский Объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников). В 2016 году в интервью «Московскому комсомольцу» Ряховский сказал: «Не стану скрывать, что прихожане нашей конфессии работают сегодня во всех ветвях власти». Как подтверждение слов епископа — деятельность старшего пастора «Церкви Божьей» Андрея Дириенко. Он член Общественной палаты Центрального федерального округа и член Координационного совета Ярославской области по вопросам межнациональных отношений при губернаторе области.
Ещё один видный участник «Церкви Божьей» Николай Чупин возглавляет в Ярославле три общественные организации, активно работающие с молодёжью, в том числе движение «Юнармия», появившееся по инициативе Министерства обороны РФ и президента Владимира Путина. Ярославские власти в том, что Чупин совмещает членство в религиозной организации и педагогическую деятельность, не видят ничего дурного, поскольку считают, что они не пересекаются. Однако представитель Ярославского религиоведческого информационно-консультационного центра Александр Александров (фамилия по просьбе героя изменена, реальная фамилия героя известна редакции) в интервью «Батеньке» рассказал, что в прошлом году был случай, когда курсант Ракетного училища попал в психиатрическую больницу из-за того, что долго не посещал проповеди секты «Церкви Божьей». Подготовкой юноши к поступлению в Ракетное училище занимался как раз Чупин.
Кроме того, раньше Чупин возглавлял организацию «Защитник», помогающую ветеранам Чеченской войны. По словам Александра Александрова, в 2007 году его попросили покинуть организацию якобы из-за того, что он распространял среди её членов печатные материалы «Церкви Божьей» и приглашал их на службу.
«Церковь» и общественность
«Церкви Божьей» удалось сделать то, что начинало «Новое поколение»: среди её прихожан действительно велик процент молодёжи. Организация проводит отдельные проповеди для юношей и девушек — служение «Молодёжка» проходит в Ярославле каждую среду. У них существуют собственные театральный и танцевальный коллективы, а также рок-группа. На сайте «Церкви Божьей» указано, что основная цель танцевального, театрального и музыкального служения — «высоко превознести имя Иисуса Христа, чтобы всем было очевидно, что это самое главное Имя, с которым человек должен связать свою надежду».
Помимо концертов, проповедники проводят новогодние ёлки и водят подростков в походы. Часто на них попадают люди, даже не состоящие в организации. «Два года назад „Церковь Божья“ проводила новогодний утренник в Любимском районе. Администрация дала организаторам зал для мероприятия и разрешила не платить аренду», — рассказывает сектовед и представитель ЯРИК Александр Александров.
Ещё об одном способе вербовки молодых людей «Батеньке» рассказала студентка Ирина, попросившая не указывать её фамилию. «В старших классах я вместе с одноклассником пошла в гости к нашему общему знакомому — преподавателю английского языка школы „Интер-Лэнг“. Алексей Михайлович (имя заменено по просьбе девушки. — Прим. ред.) готовил меня к ЕГЭ, а откуда его знал мой одноклассник Стас, я не интересовалась. Когда мы зашли в квартиру, первое, что я отметила, — большое количество незнакомых мне людей. Стас позвал меня в гости к Алексею Михайловичу, чтобы помочь подготовить флешмоб ко Дню города. Помню, что вместо подготовки преподаватель налил нам чаю, попросил присесть и рассказывал про Иисуса Христа и Деву Марию». Затем, по словам Ирины, преподаватель стал рассказывать о том, как «Церковь Божья» изменила его жизнь и карьеру: «До того я был неудачником, работал учителем и получал копейки, а после вступления в организацию познакомился с женой и стал хорошо зарабатывать». «Мне стало дико неприятно всё это слушать, — вспоминает Ирина. — После нескольких таких встреч я ушла из „Интер-Лэнга“. Как по мне, участники „Церковь Божья“ слишком позитивны и даже наивны. Они реально не понимают, что происходит и в какой организации они состоят. При этом в ней состоят неглупые и успешные люди. И ещё — они все очень тонкие психологи, дают тебе понять, что проблемы решаются, если ты веришь в Бога».
Проповеди «Церкви Божьей» действительно местами напоминают бизнес-тренинги. Пастор, будто профессиональный коуч, ходит по сцене, доступно рассказывает публике об Иисусе, а затем обращается к залу с вопросами. Только на бизнес-тренингах рассказывают о решениях проблем с помощью веры в себя, а представители «Церкви Божьей» объясняют, что все трудности преодолимы, если веришь в Бога. Вот, например, что говорил на проповеди в декабре 2017 года пастор Андрей Дириенко: «Хочешь быть победителем? Научись молиться! Только вера способна двигать горы. Библия говорит: вера от слышания, а слышание от слова Божия. Хочешь, чтобы 2018 год был благословенным, начинай свой новый день с чтения слова и с молитвы».
Отсюда среди участников религиозной организации стремление наладить успешный бизнес. В 1990-х годах на деньги ещё «Нового поколения» существовали организации «Авен-Езер», «Росбри», «Эстет» и «Елисей». Тот же Гваришвили после закрытия «Центра творческой молодёжи» занимался бизнесом в сфере наружной рекламы и создал студию звукозаписи «Саунд Хауз».
На службах пасторы подчёркивают уникальность своих прихожан. Если ты состоишь в организации, значит, добьёшься успеха, у тебя будут хорошая карьера и крепкая семья. Для этого достаточно сильной веры. «Не дисквалифицируй себя. Не исключай себя из тех, кому принадлежит благословение. У тебя всё получится!» — выкрикивал со сцены пастор Сергей Лукьяненко на проповеди для молодёжи. При этом, по мнению «Церкви Божьей», человек не должен обращать внимания на чужое мнение. Это часто повторяет Андрей Дириенко: «Ты не должен зависеть от человеческого мнения. Оно меняется так быстро. Единственное мнение, от которого ты можешь зависеть, — мнение Бога».
Принцип, что мнение людей не так важно, как мнение Бога, а также мнение пастора, приводит к тому, что участники «Церкви Божьей» не доверяют никому, кроме самих же членов организации. При подготовке материала «Батенька» просил об интервью шестерых членов «Церкви Божьей», но только один согласился ответить на вопросы о своей принадлежности к ней. После скандалов, связанных с «Новым поколением», переродившаяся «Церковь Божья» не общается с прессой. Александр Александров приводит такой пример: «Ко мне как-то раз обратился мужчина — его жена вступила в „Церковь Божью“, начала посещать проповеди вместе с сыном. Однажды мальчик серьёзно провинился перед отцом. Я уже не помню, что именно он сделал. Но когда отец попросил ребёнка извиниться, тот ему ответил: „А зачем, папа? Я уже исповедался. Мне отпустили все грехи“. По его словам, через год мужчина развёлся, но пытался поддерживать контакт с сыном, пока однажды тот не заявил отцу: „Папа, ты больше не моя семья. Они — моя семья“».
Пасторы «Церкви Божьей» на своих проповедях говорят и о семейных ценностях. Особенно часто это упоминается на проповедях «Молодёжки». При этом брак рекомендуется заключать, если оба супруга верят в Бога. Ещё лучше, когда они оба — члены «Церкви Божьей». «У нас одна страховка — это Бог. В жизни бывают разные обстоятельства. И если твой супруг или супруга любят Бога и следуют за Ним, то у вас будет счастье», — говорит пастор Андрей Дириенко.
«Не знаю, если захотеть — всегда можно во всём углядеть плохое. Скажем так, каждый в этой жизни по-своему видит вечность, Бога. Кому-то нужны строгие обряды, кому-то — скорее свобода с учётом определённых догм. Я скажу лишь, что есть в этой церкви служение реабилитации алкоголиков и наркоманов. Хотя бы из-за этого я хорошо отношусь к этой церкви», — рассказывает «Батеньке» Максим Малиновский, посещающий проповеди «Церкви Божьей».
Социальная работа — ещё одно направление деятельности «Церкви Божьей». В его рамках существует фонд «Альтернатива», созданный в октябре 2006 года. «Методы, которые мы предлагаем для решения данной проблемы, помогают не просто бросить любого рода химическую зависимость, но получить полную свободу и быть полноценным членом здорового общества», — написано на их сайте.
Вместе с фондом в Ярославле действует «Национальный антинаркотический союз». Его глава Михаил Минаев раньше работал в Крыму в реабилитационном «Центре здоровой молодёжи» для алко- и наркозависимых. Работа центра контролировалась симферопольской организацией «Царство Бога». Как пишет один из пациентов «ВКонтакте», методы реабилитации в организации часто выглядят нетрадиционно: например, в качестве наказания за опоздания, мат и отказ от лечения сотрудники центра заставляли пациентов таскать с собой гирю весом 32 килограмма, надевать на голову разукрашенный звёздами колпак и носить деревянную табличку с надписью «Я никуда не опаздываю».
«Причём матом или оскорблением могли счесть не только прямой факт оскорбления, но и любую неправильную, по мнению старших, фразу или намёк», — пишет бывший пациент «Центра здоровой молодёжи».
Фонд «Спасибо» тоже принадлежит религиозной организации «Церковь Божья». Он помогает детям, пенсионерам, малоимущим семьям, инвалидам. Помимо благотворительной деятельности, «Спасибо» проводит развлекательные мероприятия, например встречи с ярославскими бизнесменами в рамках проекта «Мужской клуб».
Все фонды «Церкви Божьей» существуют на гранты. Кроме этого, члены организации платят церковную десятину, а также делают пожертвования: часть денег идёт на содержание храмов, а часть на фонды.
«Церковь Божью» посещают звёздные гости, например участники группы «Город 312» Дмитрий и Мария Притула. В последний раз музыканты приезжали в ярославскую церковь на Пасху. Другой постоянный гость «Церкви Божьей» — проповедник и целитель Расти Рассел. В 2016 году ему снова разрешили въезд в Россию, тогда же он навестил прихожан ярославской церкви харизматов.
В своём Facebook Рассел опубликовал видео проповеди. Он говорит со сцены, что проповедь избавит прихожан от глухоты. Затем спускается к людям, дотрагивается до их ушей, при этом произносит фразы на непонятном языке (демонстрирует дар «говорения на иных языках») и добавляет: «Thank you, Jesus!» Некоторые плачут, кто-то хватает Рассела за руки и благодарит его.
В 2010-х дела у «Церкви Божьей» действительно идут лучше, чем это было в «нулевых»: даже негативных новостей в прессе об организации толком не появляется. На сайте Православие.ру открыто критикуют только предшествующее «Церкви» «Новое поколение». «Члены этой организации не считают, что их догматика как-то выделяется на фоне остальных христианских течений. Однако главная причина, по которой их ругает Православие, — попытка распространить религию на земле, где уже столько лет исповедуют Православие. В Библии это запрещено», — объясняет Александр Александров.