Родом из детства. Зачем нужен детский сад для взрослых

13 октября 2016

Сегодня в «Бизнесе Постапокалипсиса» история новосибирского бизнесмена, который открыл детский сад для взрослых. Солидные люди сдают на входе мобильные телефоны, весь день едят запеканку и играют в детские игры. И, судя по всему, чувствуют себя прекрасно. 

Спасибо Кнопке за любовь к хорошим текстам
Кнопка

«Здравствуйте, меня зовут Миша, и мне тридцать лет». Примерно так начинается каждое утро в «Городе детства» — детском саду для взрослых, который неделю назад открыл новосибирский предприниматель Евгений Пятковский. Воспитанники приходят сюда в восемь утра и уходят в шесть вечера — всё происходит примерно так же, как в обычном детском саду. Первым делом все знакомятся друг с другом (обычно сюда приходят на один день, поэтому группа каждый день формируется заново). Потом завтрак с чаем и запеканкой, а дальше — игры и занятия. Посетители делают цветы-аппликации из пшена, макарон и клея, рисуют картинки, лепят из пластилина, поют песни и играют в игрушки. После занятий — обед и тихий час, потом полдник и игры, а вечером вся группа собирается и подводит итоги дня. По большому счёту, отличие от настоящего детского сада только одно: на входе приходится забирать у всех воспитанников мобильные телефоны.

Как рассказывает Евгений, вечернее подведение итогов — самый смешной пункт в расписании дня. Гости получают свои рисунки и аппликации и дружно над ними смеются.

— По моим наблюдениям, взрослые рисуют хуже, чем дети, — говорит предприниматель. — И я, кстати, не исключение. Моя двухлетняя дочь как-то принесла домой из сада гусеницу, сделанную из цветной бумаги. Я попробовал сделать такую же, и моя гусеница получилась гораздо страшнее.

С момента открытия «Города детства» не прошло и месяца, но уже к третьему дню работы туда записалась очередь в восемьдесят человек, и не было ещё ни одного раза, чтобы с утра не набралась полная группа — десять человек. Предприниматель уверен, что интерес к его детскому саду для взрослых будет расти и дальше:
— В любом человеке живёт ребёнок, — рассуждает он. — Особенно это заметно по мужчинам, которых у нас, между прочим, намного больше, чем женщин, — соотношение примерно семьдесят к тридцати.

В основном в «Город детства» приходят воспитанники в возрасте от двадцати пяти до сорока лет; как правило, достаточно обеспеченные люди, которым нужно немного отдохнуть и снять стресс. «А вот женщины, которые к нам приходят, ищут скорее не эмоциональной разгрузки, а новых знакомств, — рассказывает предприниматель о своих наблюдениях. — Одна прямо так и сказала: „Мне интереснее познакомиться со взрослым ребёнком, чем с каким-нибудь алкоголиком“».

Один день в детском саду для взрослых стоит 3 000 рублей. Цена не то чтобы слишком высокая, но и дешёвым такое удовольствие не назовёшь.

— Это примерно как суточная стоимость отеля с завтраком, — объясняет предприниматель. — Только кормят тут четыре раза, а не один. Так что не думаю, что это дорого. Да и к тому же такая цена позволяет отсечь асоциальные элементы. Ведь в каждом городе много неадекватных людей, которым на самом деле куда интереснее взять пятилитровку пива и сидеть выпивать, поедая кота в подвале (на вопрос, при чём тут кот, Евгений ответил, что это такая «старая шутка»).

Сам себя предприниматель называет идейным бездельником и признаётся, что его лозунг по жизни: «Что бы такое придумать, лишь бы не работать». До того, как открыть детский сад для взрослых, он уже пробовал запустить несколько проектов, некоторые из них даже стали резонансными. Например, приложение «Антиколлектор», которое блокировало звонки от коллекторов и поначалу вызывало недоверие не только у самих коллекторов, но и у должников. Правда, в итоге, как утверждает Евгений, «Антиколлектор» всё-таки стал полноценным бизнесом:
— Сначала все говорили, что это никому не нужная ерунда, — вспоминает он. — Люди на банковских форумах писали, что есть уже много таких приложений и ещё один аналог не нужен. И всё-таки проект выстрелил. Ведь дело даже не в самой идее, а в том, как её подать. Вот, например, если скажешь просто «Детский сад для взрослых», кому это интересно? А если подавать это как такой островок ностальгии по детству, то людям становится любопытно.

Предприниматель объясняет, что это такая же история, как с айфоном: на самом деле это просто телефон, но ведь люди почему-то занимают очередь в шесть утра за новой моделью. Всё потому, что им продают не просто гаджет, а некую причастность к новейшим технологиям, и подают это именно в таком ключе. Так же и с Uber: человек покупает не услуги такси, а возможность быстро сесть в машину и добраться до места назначения, потратив не очень большие деньги.

— Если нашёл такую фишку, можно сразу делать крутой бизнес, — считает Евгений. — А чтобы найти её, надо подумать, что люди вообще готовы покупать. И, конечно, каждую идею надо продвигать, рассказывать о ней. 

Правда, не все предыдущие проекты Пятковского были удачными. Он пробовал запустить сайт «500 натуральных продуктов», через который фермеры связывались бы с покупателями, и приложение «Алкота», где можно отмечать на карте незаконные алкоточки, чтобы эта информация поступала в полицию.
— Многие из моих проектов погибли, потому что я мало ими занимался, — признаётся Евгений. — Но сами идеи вообще-то были крутыми. Сегодня многие интересные проекты заканчиваются вот так: они умирают, потому что люди не знают, как их монетизировать, хотя способы есть. Простой пример: я был одним из тех, кто первым привёз в Россию электронные сигареты. Тогда они преподносились как устройства-помощники для тех, кто хочет бросить курить, и были не то чтобы очень популярны. А сейчас люди делают на них огромные деньги. Просто они удачно трансформировали саму идею: ушли от попыток завязать с курением к безопасному курению. Они угадали, что люди не хотят бросать курить, они просто хотят, чтобы это было не так вредно. И смотрите, как расцвёл этот бизнес.

Когда Пятковский объявил, что открывает в Новосибирске детский сад для взрослых, это сразу вызвало ажиотаж: оказалось, что люди скучают по тому времени, когда воспитатели отправляли их на завтрак и тихий час, им не хватает тех ощущений. Прежде чем запустить проект, предприниматель объездил несколько детских садов в родном городе: искал экспертов, которые могли бы рассказать ему, как были устроены детские сады советских времён. В итоге нашлись воспитатели, которые дали советы и помогли найти методички и рецепты для кухни. Теперь в «Городе детства» работают специально обученные воспитатели, и работа устроена по единой программе воспитания СССР.

— Я решил скопировать советскую систему не потому, что она лучше других, — поясняет Пятковский, — а потому, что наши клиенты воспитывались в Советском Союзе по этой программе. Если бы мы построили работу, как в современных садах, им бы это было странно и непонятно. 

Они бы не испытывали ностальгии.
Предприниматель говорит, что он уже собирается открывать детские сады для взрослых в Москве и Петербурге по франшизе и что ему также предложили открыть ещё один «Город детства» в Екатеринбурге.
— Перед тем как запускать проект, я посоветовался примерно с сотней знакомых, — говорит Евгений. — И из них из всех только один сказал мне, что ни за что не пошёл бы в «этот дурдом». Но он всё-таки депутат, ему, наверное, и так на работе своего дурдома хватает. А все остальные согласились, что идея отличная, и сказали мне, что сами с удовольствием придут в мой детский сад.

Пятковский считает, что его проект — что-то вроде квестов, только не на час, а на весь день. Посетители если и чувствуют себя поначалу неловко, уже через полчаса вживаются в роль и начинают чувствовать себя детьми, забывают о том, что у них есть их «взрослая» жизнь.

Правда, во всём этом есть и грустный момент. Когда я спрашиваю предпринимателя, как вообще ему в голову пришла идея такого проекта, он говорит:
— Как-то раз мы сидели с друзьями и рассуждали, что такое счастье и было ли оно у нас когда-нибудь. Пришли к выводу, что быть счастливым можно было только тогда, когда не было никаких забот и мы ни за что не отвечали. А ведь, начиная со школьных времён, мы постоянно кому-то что-то должны: уроки, лекции, экзамены, работа, когда надо быть ответственным за каждое решение. И мы поняли, что по-настоящему человек может быть счастлив только в детском саду.

Получается, что счастье, если и было, по-настоящему его уже не вернуть. Остаётся только открывать игрушечный детский сад с акриловыми стенами и запеканкой и изо всех сил пытаться представить, что оно снова тут — пить какао, делать аппликации, слушаться воспитателя. 

P.S.:

Если у вас родилась фантастическая бизнес-идея, не нужно её стесняться.
Начинайте действовать. А если вы не знаете, с чего начать, всегда можно спросить совета у Кнопки.
КНОПКА

1. Недетский транспорт. Как самокаты завоюют мир.
Рассказываем, почему скоро мы все пересядем на самокаты и как это будет работать.

2. Красная скрепка и вагон памперсов. Как обменять всё на всё.
Как обменять скрепку на дом, машину на квартиру, а зарядное устройство на гирю.

3. Сделай сам. Как продавать самогонные аппараты.
Как начать продавать самогонные аппараты и построить на этом успешный бизнес.

Текст
Москва
Иллюстрация
Санкт-Петербург