Три дня в аду детского ютуба

21 июня 2019

По данным Российского исследовательского агентства блогеров (РИАБ), детские каналы занимают первые позиции в рейтинге самых быстрорастущих и собирают десятки миллионов подписчиков и просмотров. Чтобы понять, что ждёт ребёнка, забытого перед экраном планшета, и выяснить, как просмотр влияет на психику, автор самиздата три дня подряд смотрела детские видео.

Утром пятилетней Насте позвонила пластмассовая кукла в парадном смокинге и позвала её замуж. Девочка без раздумий согласилась и тут же потребовала у ошарашенного отца новое платье и праздничный букет. И вот папа уже ведёт дочку к алтарю и в последний раз просит передумать, но поздно: огромный медведь объявляет молодых мужем и женой, невеста бросает букет и под Марш Мендельсона уезжает в свадебное путешествие. Идиллия рушится уже по возвращении: Настя дома в халате, с небрежным пучком на голове пылесосит квартиру и пытается собрать разбросанные повсюду вещи. Кукла-муж спит на диване, даже не думая помогать жене, в кроватке плачет кукла-ребёнок, а на игрушечной кухне подгорает пластмассовая еда.

Всё это происходит на моём мониторе. У видео «Настя вышла замуж» уже больше 90 миллионов просмотров, и только что к ним добавился ещё один. Позади 18 часов детских роликов, впереди — примерно столько же: я только в середине эксперимента.

Согласно условиям, которые мы установили с редактором, я должна провести за просмотром детских роликов на YouTube три дня. Главное — пропустить через себя как можно больше детского контента, чтобы почувствовать себя на месте современного ребёнка. По данным за 2017 год, гаджетами пользуется каждый третий российский ребёнок четырёх-семи лет. Среди детей помладше смартфон использует каждый пятый, планшет — каждый десятый. YouTube при этом занимает третье место среди любимых детских медиа, уступая лишь телевизору и чтению взрослых, — его смотрит чуть меньше половины детей младше 12 лет. Представляю, как утром мама оставляет меня перед планшетом, включив первое попавшееся видео на детском канале. Дальше я смотрю только то, что мне подберёт алгоритм автовоспроизведения. Да, многие дети умеют кликать по столбику «рекомендованное» и выбирать следующее видео самостоятельно, но я никогда не была смышлёным ребёнком.

День 1

Сколько стоит счастливое детство

Моей отправной точкой становится Kids Diana Show — 28,5 миллиона подписчиков, общее число просмотров канала — 9,5 миллиарда. Его создатели скромно называют себя лучшим детским каналом. Здесь зрителям рассказывают о жизни маленькой Дианы: она играет в игрушки, примеряет платья принцесс, делает мороженое и живёт беззаботной детской жизнью. Её постоянный напарник — старший брат Рома; на видео дети в основном болтают на английском. Youtube-карьера детей начиналась в Киеве, сейчас семья живёт во Флориде, а английский язык помогает собрать аудиторию из абсолютно разных стран. Это и вправду работает: если зайти в личные аккаунты маленьких звёзд в Instagram, можно найти комментарии фанатов на русском, английском и даже испанском.

Пробегаю глазами список недавно выпущенных видео и выбираю ролик с названием «Диана шьёт красивые платья». Довольно мило, отлично подходит для начала. За четыре минуты Диана успевает «сшить» несколько платьев на игрушечной машинке, приготовить сладкую вату и сделать макияж, потом начинается реклама.

Видео Kids Diana Show обычно длятся минут по десять. И, как правило, каждые пять минут, а то и чаще прерываются на рекламу: за одну вставку показывают два ролика, причём не всегда коротких. Рекламу я не перематываю — можно «считерить» и немного отвлечься.

Основной заработок детских каналов идёт от классической монетизации через рекламу YouTube, объясняет Алексей Гарасюта, руководитель детского сегмента партнёрской программы AIR (помогает видеоблогерам развивать каналы). «Рекламодатели приносят деньги в YouTube, чтобы об их брендах узнавали. Если на канале включена функция монетизации, то на нём будут в разных форматах показывать рекламу этих брендов, — поясняет Алексей. — Показ считается коммерческим, если пользователь досмотрел рекламный ролик до конца или проявил по отношению к нему активность, то есть перешёл по прикреплённой ссылке».

На каждый миллион просмотров приходится порядка 300 тысяч коммерческих — это 30–35 %. Стоимость одной тысячи в СНГ — от 0,40 до 2,00 доллара. Даже если исходить из средней цены в один доллар, получается доход в 300 долларов на каждый миллион просмотров.

При этом цена рекламы в СНГ дешевле, чем, например, на Западе, где стоимость тысячи просмотров будет выше. Канал Дианы и Ромы может зарабатывать до пяти миллионов рублей в месяц, считает Василий Ящук, основатель агентства Players, занимающегося продвижением блогеров на разных интернет-платформах, в том числе и на YouTube.

Диана не пускает Рому за стол, потому что он отказался помочь ей собрать новую кухню и приготовить кексы.

Я чувствую, что хочу есть.

Рома переодевается в платье, чтобы попасть на «вечеринку Барби».

Я думаю, что прошло уже два часа и можно выйти из комнаты.

Диана заявляет, что она принцесса. Рома носит ей платья и катает на карете.

Я остаюсь смотреть: придётся идти с ноутбуком, а объяснять этот треш своей маме я пока не готова.

В районе четырёх часов дня слышу, как из офиса в доме по соседству выходит везучий человек, у которого только что закончилась смена, садится на свой байк, включает музыку и уезжает. Немного завидую: у него свежий воздух и ветер, обдувающий лицо, а у меня только монитор и дети, выясняющие отношения.


«И дети сейчас такое смотрят?»

В какой-то момент алгоритмы YouTube решают, что я достаточно посмотрела на Рому и Диану. Кажется, они правы: меня уже мутит при виде кислотно-яркой детской косметики и жутких пластмассовых туфель, которые считаются неизменным атрибутом костюма принцесс. И об этом я мечтала в пять лет? Внутренний ребёнок настойчиво напоминает, что от косметики из детских наборов я отказалась только к десяти. Все мы имеем право на ошибки юности.

Автовоспроизведение выбирает полуторачасовую подборку мультиков про зелёного младенца от канала OKG Cartoons: 2,3 миллиона подписчиков, общее число просмотров — полмиллиарда. Я очень быстро понимаю, что хочу назад к детям-блогерам. У пластилинового мультфильма абсолютно дегенеративные сюжеты.

Герои просто лепят яйца из пластилина. Дитя-халк рисует его на доске, пластилиновая фея превращает в реальное, дитя-спайдермен украшает его ленточками, а динозаврик упаковывает в коробочку. На этом видео заканчивается.

По словам педагога-психолога Дмитрия Кичмана, такие мультики привлекают детей яркими красками, смешными звуками и простой сюжетной линией. А вот причиной, по которой дети вообще попадают на подобный контент, Дмитрий считает периодическую необходимость отвлечь ребёнка, пока родители занимаются своими делами: «Какой-то глубокий и вдумчивый мультик может привести к тому, что ребёнок пойдёт и начнёт задавать вопросы родителям, начнёт его отвлекать». Подобные же мультики, по словам психолога, способны сделать так, что у него не возникнет нужды пойти обратно к родителям.

Кажется, YouTube — это своеобразная многоуровневая игра. Если ты выдерживаешь видео длиной в полтора часа, то тебя перебрасывает на уровень посложнее — следующая подборка идёт больше двух часов. Здесь уже нет пластилиновых существ, здесь два с лишним часа играют в игрушки.

Сюжеты тут абсолютно разные, причём большинство попадает под категорию «кроссоверы, которые мы заслужили». Несмотря на то, что авторы трудятся где-то в Азии, в видео засветились даже наши Маша и Медведь. Медведь лежит под игрушечной капельницей, приходя в себя после очередных проблем с Машей. За девочкой в это время присматривает плюшевый акулёнок. В этом видео появится ещё несколько кукол L.O.L. и герои пиксаровских мультиков, а закончится всё пикником на пляже, на который приплывёт пластмассовый кораблик с шаром-сюрпризом. Огромные человеческие руки распаковывают оттуда новую куклу, и она присоединяется к тусовке.

Игрушки-сюрпризы: шары с куклами, яйца абсолютно разного размера, откуда можно достать что угодно, — постоянный элемент детских видео. Их распаковывают дети-блогеры, они становятся участниками вот таких сюжетов с игрушками, иногда распаковке может быть уделено целое видео. «Даже дав своему сыну планшет с включёнными „нормальными“ мультиками, я уже через пару минут наблюдаю, как он за два клика по рекомендациям опять находит эти чёртовы шоколадные яйца и снова начинает в них залипать», — пишет в статье на Habr пользователь с ником JediPholosopher, который даже разработал свою версию плеера, чтобы оградить своего ребёнка от подобных роликов.

Последние четыре часа я учусь играть в игрушки под весёлую музыку. Под сотни способов игр с куклами, зайчатами, говорящими автобусами вспоминается школа, в которую мне не разрешали брать своих кукол. Приходилось сидеть и смотреть, как развлекаются одноклассницы. Летсплеи для самых маленьких.

Ребёнок в костюме человека-паука играет с куклой в виде зелёного младенца, причёсывает его, сажает на стульчик, одевает его в пижаму и ложится спать. Ему снится, что он собирает башенку из кубиков, но она падает. Мальчик просыпается, как от кошмара.

В этот момент меня застаёт мама. Кажется, если бы я смотрела порно, объясниться было бы проще.

— Ты провалялась в кровати целый день?
— Не поверишь, но я так работаю. Мне вот это ещё два дня смотреть.
— Зачем? Ты же с ума сойдёшь!
— Всё нормально, — успокаиваю я маму. Ей лучше не знать, что ещё утром я кричала: «Диана, ну куда ты надеваешь синее платье под розовый бант, они же не сочетаются!»

Мама заглядывает в монитор, потом смотрит на меня и снова на монитор:

— И дети сейчас такое смотрят? Как хорошо, что ты росла на других мультиках.
— А как же Телепузики? — спрашиваю я, вспоминая свою истерику, когда мне сказали, что Телепузиков больше не будут показывать по телевизору.
— Это была единственная гадость, которая тебе почему-то очень нравилась.

День 2

Сказки с неопределённым концом

Второй день я начинаю с канала Like Nastya Vlog: 27 миллионов подписчиков, общее число просмотров — 11,4 миллиарда. «Детские влоги и онлайн-жизнь маленькой девочки, уже ставшей популярной на Ютубе», — описание обещает мне разные моменты из жизни Насти Радзинской со всеми прелестями счастливого детства.

Первые несколько видео — разные ролевые игры: Настя притворяется то принцессой, то спасателем, то врачом, и всё это с помощью папы и кучи абсолютно разных игрушек. Затем мне предлагают посмотреть на то, как девочка отмечала день рождения. Много шариков, много гостей, среди которых Рома и Диана, которых я вчера смотрела полдня. Настя с семьёй тоже успели переехать во Флориду из Краснодара, поэтому, судя по аккаунтам детей в Instagram, они довольно часто видятся и проводят время вместе. Праздник завершает выступление Филиппа Киркорова прямо в гостиной.

Пользуясь отсутствием людей в квартире, я перебираюсь на кухню готовить себе завтрак. На экране Настя с родителями ходят по огромному магазину игрушек в Лондоне.

Сегодня я уже не могу скрыть чувства зависти: у маленьких ютуберов есть всё то, о чём я так мечтала в детстве. У них куча игрушек и красивых платьев, а у меня куча мокрого белья, которое надо развесить на балконе. На несколько минут я отвлекаюсь, чтобы нарезать лук, а когда поднимаю голову, плакать хочется ещё сильнее: Настя катается на аттракционах и несколько минут обнимается с любимыми героями в Диснейленде, где я всегда мечтала побывать.

Ностальгию прерывает звонок с работы. Пока коллега бубнит что-то про контент-план, оформление в инстаграме и задачи «асап», я впадаю в транс и просто не знаю, как сказать, что ближайшие два дня я смотрю детские видео и не могу отвлекаться на проблемы взрослых. Тем более сейчас, когда на экране снова аниматоры, много подарков и даже праздничный торт. Отмечают 10 миллионов подписчиков на Настином канале.

«В этом возрасте популярность ещё не до конца осознаётся, однако накладывает определённые отпечатки», — рассказывает педагог-психолог Дмитрий Кичман. По его словам, образ жизни маленькой звезды может сформировать у ребёнка запрос на определённые потребности, которые в дальнейшем могут перестать удовлетворяться: «Если популярность спадёт, то дети всё равно могут продолжать ставить высокие запросы».

Но судя по показателям, до спада популярности детям-блогерам ещё далеко: «Ребёнка легко поставить перед телефоном и дать ему обзор игрушек, которые ему нравятся», — считает Василий Ящук. По его мнению, спрос на детские каналы создают родители, которым нужно отвлечь своих детей.

Но одно дело залипать в мультики, а совсем другое — залипать на твоих ровесников, у которых почему-то больше игрушек и поводов для веселья. Педагог-психолог Дмитрий Кичман объясняет, что для детей наблюдение за блогерами больше похоже на мультики. «Они не очень задумываются, что чувствуют эти люди и что у них существует за пределами видео», — подчёркивает Дмитрий.

Пластмассовый капитализм

Меня снова возвращают к жанру Pretend Play — Настя с папой решили устроить распродажу старых игрушек. Забавно, но в этих роликах детям, хоть и понарошку, постоянно приходится что-то покупать или просить денег у взрослых. Папа денег просто так не даст: если хочешь пять долларов, тогда поработай. В следующем видео Настя-принцесса приезжает помыть машину, но отказывается платить за услугу, после чего папа-мойщик заставляет её «отрабатывать» долг и мыть машины других «клиентов».

— А ты почему не спишь? Уже давно пора ложиться!
— Нет, мне нужно открывать Лолы!

Мне кажется, этот прекрасный диалог в одном из роликов Амельки-карамельки, героини канала с 1,3 миллиона подписчиков, с её мамой передаёт всю суть большинства детских видео. Открыть новую игрушку, поиграть с ней, а потом сразу же бежать открывать новую. Желательно, чтобы они были под каким-то известным детским брендом: будь то куклы Лол или мультики про щенячий патруль.

Я вспоминаю одно из вчерашних видео Ромы и Дианы, где они доставали разные вкусняшки из «волшебного» домика. Роме попадались разные фрукты: арбуз, ананас, манго и даже рамбутаны, но это его не радовало, ведь сестра всё это время доставала из домика разные печеньки от Свинки Пеппы.

Капиталистические ценности транслируют и видео с куклами.

В одном из роликов кукла Кен понимает, что их с Барби кровать узкая и неудобная, поэтому прямо в ночи заказывает им новую. Многие сюжеты строятся вокруг покупки вещей: в следующем ролике беременная Барби и её старшая дочь ходят по магазину и покупают для будущего малыша детский стульчик, новую кроватку и велосипед. Причём Барби характерно держится то за живот, то за ноющую поясницу, а вернувшись домой, говорит об отёкших ногах. Отмечаю, что модераторы всё-таки пропускают такой контент.

Вроде ничего особенного, но после ужесточения политики YouTube в 2017 году создателям детских видео жить стало гораздо сложнее. Началось всё со статьи на BuzzFeed, где журналисты обратили внимание на довольно тревожные тенденции внутри детского YouTube: практически раздетые дети в кадре, обилие вредной пищи, пугающие сцены жестокости, имитация убийств. Из-за обилия в таких видео персонажей из массовой культуры в народе скандал получил название «Эльзагейт». Когда информация дошла до руководства видеохостинга, началась работа по усилению безопасности, были увеличены меры контроля и проверки детского контента. Среди запретных тем оказался и любой сексуальный подтекст, в том числе и беременность персонажей, но, видимо, беременная Барби — это не так страшно, как беременная Эльза.

День 3

Токсичные малыши и странные игры

В этот раз путешествие по детскому сегменту YouTube я начинаю с канала Vlad And Nikita: 22,4 миллиона подписчиков, общее число просмотров — 8,7 миллиарда. Раньше у каждого из братьев был свой канал, однако после санкций видеохостинга за шок-контент они оба были заблокированы. Претензий было много: на видео мать детей обмазывала всё вокруг шоколадом, уверяя детей, что это фекалии, а сами Влад и Никита объедались горохом и «летали» на своих газах. После блокировки мальчиков объединили и создали для них новый канал — один на двоих.

Если за прошлые два дня я узнала всё про мир кукол, блестящих платьев и детской косметики, то теперь мой кругозор дополнился миллионом способов игр с машинками, строительной техникой и другими атрибутами идеальной жизни мальчиков-дошкольников. Хотя самым большим открытием для меня стали игры мальчишек в салон красоты, в которых братья помогают маме менять имидж. Для этих видео у старшего, Влада, даже есть отдельный образ: кепка и кофта, целиком украшенные пайетками. Удивительно, но в комментариях в их Instagram-аккаунтах я не нашла ни одного защитника традиционных ценностей, хотя поругать родителей за контент аудитория очень любит.

Например, мальчикам припоминают старые грехи: некоторые помнят содержание роликов, которые встречались на их старых каналах. В Instagram-аккаунте партнёрской программы AIR, на данный момент сотрудничающей с ныне существующим каналом, есть пост, где мальчиков поздравляют с получением бриллиантовой кнопки. В комментариях к посту встречаются возмущения: «За что????? Мама бегала клоуном и пугала детей?? Их не зря закрыли! А теперь такие положительные?»

Сейчас мальчики явно исправились, но всё ещё ведут себя далеко не как примерные дети. Не лучшим поведением грешат многие дети-блогеры. Ещё в первый день я заметила, что Рома с Дианой могут поссориться из-за игрушек или украсть у папы миску сладостей, не получив за это никакого наказания. Настя в своих видео часто откровенно манипулирует папой: топает ножкой, разговаривает требовательным тоном, давит на жалость. А вот Влад с Никитой часто пытаются отнять друг у друга игрушки, иногда забирают их хитростью и мстят друг другу за шалости.

На это в комментариях обращают внимание и обеспокоенные родители:

«Мои дети любят это шоу. Просто маленькая просьба. Люди во всём мире восхищаются и обожают ваших детей и повторяют то, что они делают. Для вас как для родителей, так и для родителей по всему миру будет полезно, если дети не будут демонстрировать какие-либо плохие поступки в видео, такие как разбрасывание вещей и всё такое. Эти действия оказывают плохое влияние на маленькие умы, смотрящие шоу. Надеюсь, вы поймёте мою мысль. Это будет отличная помощь для всех нас».

Комментарий в Instagram-аккаунте Vlad.Super.Vlad

«Моя полуторагодовалая дочь очень любит ваши видео. Она умеет дуться и скрещивать руки, как Рома с Дианой».

Комментарий в Instagram-аккаунте ElenaFamilyShow (мама Ромы и Дианы)

По словам педагога-психолога Дмитрия Кичмана, на детях-зрителях влияние таких видео будет сказываться в зависимости от среды, в которой они находятся: если окружение, будь то сверстники или родители, покажет, что так вести себя нельзя, то это поведение не закрепится.

Окей, с этими понятно, но меня больше волнует, как это сказывается на самих детях-блогерах. «Роль невероятно важна для ребёнка, потому что через роль он учится взаимодействию с другими членами общества, познаёт мир взрослых и окружающих его взаимоотношений, узнаёт принципы и нормы морали, а главное, учится себя контролировать», — объясняет Дмитрий. В таком случае, по словам эксперта, у ребёнка может сложиться представление, что подобное поведение приемлемо в обществе, из-за чего у него потом могут быть проблемы во взрослой жизни, когда реальность не сойдётся с ожиданиями. Однако, если верить комментариям в Instagram, образ и реальную жизнь для своих детей разграничивают.

Музыкальная пауза

Тем временем Влад и Никита начинают петь песню про акулёнка. Делать свои версии популярных детских песенок — довольно популярная тема у детей-блогеров, но до этого мне удавалось их избегать. Я знаю, как тут работают алгоритмы: послушаешь одну детскую песенку — будешь слушать их до конца дня.

Так оно и происходит: мне одну за другой включают сразу несколько подборок детских песенок — от двадцати минут до двух часов, причём 80 % песенок повторяются из ролика в ролик. В какой-то момент я чуть не ловлю лёгкую панику с песни, в которой дети по очереди приходят к маме и плачутся ей о том, как они чем-то ударились. Дети бьются коленками, локтями, пальцами и жалуются маме так медленно и заунывно, что мне становится почти физически плохо.

Я смотрю одну подборку детских песенок за другой и в какой-то момент понимаю, что просто втыкаю в монитор, даже не пытаясь понять, что происходит на экране. Хочется плакать, но это просто невозможно, когда у тебя на фоне в очередной раз поют про пять обезьянок, свалившихся с кровати.

Five little monkeys jumping on the bed
One fell off and bumped his head

Последние полчаса я неосознанно глажу и чешу за ушком плюшевого пса. Сажаю его перед ноутбуком: может быть, ему тоже хочется мультфильмов и песен? Может, он давно хотел посмотреть влоги, узнать, что лежит в шоколадном яйце и как 23 способами использовать пожарную машину? Кажется, я почти спрашиваю его вслух. Уже не важно. «Через полчаса всё закончится», — думаю я и успокаиваюсь.

Five little monkeys jumping on the bed
One fell off and bumped his head
Mama called the doctor
And the doctor said
No more monkeys jumping on the bed