Эпидемия коронавируса медленно убивает российский бизнес. Доходы падают, россияне лишаются работы и месяцами ждут долгов по зарплате, но не унывают и пытаются адаптироваться. Самиздат разобрался, как в сложный для экономики период россияне с предпринимательской жилкой идут к успеху и почему у них ничего не выходит.
Генетически запрограммирован на успех
«Человечеству надо быть сплочённее. Непонятно, как долго это ещё продлится», — рассуждает Кирилл, молодой предприниматель из Воткинска. В начале пандемии он обнаружил, что все аптеки его небольшого удмуртского городка вывесили объявление: «МАСОК НЕТ!!!» Тогда, чтобы каждый мог получить защиту, Кирилл решил закупить целую партию.
«Тут, в Удмуртии, они как сделали? Скупили все маски, продали их в Москву, как там спрос пошёл, а потом с Москвы купили дороже и начали народу толкать. Это пипец!» — возмущается предприниматель.
Кириллу 27 лет. С его аватарки во «ВКонтакте» сверкает дорогими часами персонаж из фильма «Волк с Уолл-стрит» в исполнении Леонардо Ди Каприо. На странице — картинки с цитатами и репосты из групп «Записки успешного человека» и «Манипуляция».
В бизнесе Кирилл уже шестой год — управляет собственным киоском с шаурмой «Кинг Гирос». Он родился и вырос в городе Воткинске. После школы выучился на юриста, но по специальности так ни дня и не проработал. Сначала был грузчиком, а потом подкопил денег, взял полмиллиона в кредит и открыл свою фастфуд-точку. Предпринимательская жилка ему досталась от папы, считает Кирилл. По молодости тот продавал запчасти для спецтехники. Отец рано умер и не успел передать сыну своих знаний, но молодой человек уверен, что сработали гены.
С 28 марта по всей России те кафе и рестораны, что не закрылись, стали работать исключительно на вынос. Карантинные меры затронули и Кирилла, он тоже перевёл свой ларёк на доставку, и бизнесу, по его словам, это нисколько не навредило, даже появились новые клиенты. Но вид людей, бредущих по улицам без масок, не давал Кириллу покоя.
Первая попытка закупить товар оптом прошла крайне неудачно.
«Было много мошенников, все друг друга хотели обмануть. Позвонил мне продавец из Казани, сказал, что курьер подвезёт маски, — вспоминает Кирилл. — Я его свёл с посредником в Казани, который их должен был принять. Приезжает доставка, посредник осматривает маски и пишет, что всё ок. Я ему перевожу деньги — и он пропадает».
Так Кирилл «подарил» мошенникам 35 тысяч рублей. Свои маски он так и не увидел.
Следующая закупка прошла успешнее: хоть цена и была выше, к Кириллу приехал целый грузовик средств защиты. Тогда же молодой предприниматель выложил объявление на «Авито»: 24 рубля за обычную маску и 35 рублей за более продвинутую. Сперва Кирилл получал много откликов, но через два дня объявление удалили без объяснения причин. С середины марта «Авито», «Юла» и другие сервисы начали вести борьбу и блокировать предложения, связанные с коронавирусом. В пресс-службе «Авито» уточнили, что эта временная мера необходима, чтобы пресечь ценовую спекуляцию на товарах первой необходимости.
Впрочем, на рыночный оборот масок такие меры если и повлияли, то незначительно. Часть конкурентов Кирилла просто сменили название и фото и теперь продают «ткань для масок», обязательно написав поверх фотографии ключевое «и не только». Те же, кто решил не мучиться с ограничениями, перешли в телеграм. Здесь по слову «маски» в поиске сразу же можно попасть в открытый чат на 35 тысяч человек. Активность в чате зашкаливает: участники вразнобой обмениваются фотографиями коробок с масками, респираторами и даже градусниками. Посты обычно сопровождаются лаконичными объявлениями: «Маски 25 р/шт». Один из таких телеграм-продавцов поясняет, что маски уже давно поставляют из Китая, а не из районных аптек.
В том же чате можно найти предложения по изготовлению сертификатов для масок, а также найти ссылку на аккаунт, обещающий за тысячу рублей сделать журналистское удостоверение, с которым можно выйти на улицу, или оформить подделку водительских прав одной из стран СНГ.
Кирилл тоже переименовал своё объявление и теперь продаёт «медицинскую ткань для одежды и масок», но отбить затраты это пока не помогает. С каждым днём покупателей становится всё меньше, в подсобке Кирилла лежат без дела девять тысяч масок, однако молодой человек убеждает, что совсем не удивлён и даже рад: значит, людям всего хватает. Историю с масками Кирилл бизнес-проектом не считает: для него теперь это проект благотворительный.
«Это возможность помочь, которую упускать глупо, — объясняет он. — Представьте ситуацию: инфекция приходит, а люди не защищены. Пострадать могут все, не только близкие».
В доказательство своих слов Кирилл присылает ссылку на группу во «ВКонтакте» «Коронавирус | COVID-19 | Воткинск». В группе три беседы, можно попросить помощь себе, знакомому или спросить совета о развитии, на стене же публикуется, пусть и с некоторой задержкой, информация о количестве больных в Удмуртской Республике и объявления о гуманитарной помощи.
Оставшуюся и нераспроданную часть масок Кирилл раздаёт через свою группу во «ВКонтакте». Каждый желающий в определенные дни может подойти к киоску Кирилла и получить бесплатный набор — три маски и стограммовый фанфурик антисептика.
Спирт и немного смекалочки
Начинающая предпринимательница Аня, в отличие от Кирилла, реализовала весь свой товар, но, как и он, ушла в минус и пока не смогла заработать.
Аня работает в сфере туризма и увлекается визажем и производством косметики. Свой карантин она решила провести в компании спиртового растворителя изопропанола, ароматизаторов и методички ВОЗ. С наступлением пандемии на основной Аниной работе возникли сложности: Россия закрыла границы, иностранцы не могли попасть в страну, им приходилось возвращать предоплаты, и заработок девушки сильно упал.
От визажа у Ани остался изопропанол, купленный для промывания кистей, а от прошлого увлечения сложной выпечкой — планетарный миксер и высокоточные весы. Из методички ВОЗ Анна взяла рецепт санитайзера и первую его партию, состоящую из нескольких тюбиков по 100 миллилитров, сначала планировала пустить на собственное пользование и распространять среди друзей, но в итоге распродала всё за несколько дней, разместив объявление в твиттере. Аня добавляет в антисептики отдушки ананаса и грейпфрута и очень гордится своим изделием: «У меня получился продукт, который мне нравится больше, чем всё, что я когда-либо пробовала».
Привычные марки санитайзеров на популярном маркетплейсе Wildberies в период коронавируса стали стоить от 220 рублей. Магазин отчитывается, что по сравнению с прошлым годом продажи антибактериальных гелей для рук увеличились в шестнадцать раз. Но несмотря на первый успех и желание продолжать, дела у Ани хуже, чем хотелось бы. Спирт стал дороже в четыре раза, на рынке не хватает тары, потому что многие тоже решили делать санитайзеры, а расширение своего производства требует немыслимых в нынешней ситуации затрат. Сейчас девушка получает сертификаты на свою продукцию и продаёт третью партию. Цены на Анины антисептики на треть дороже обычных аптечных — всё-таки хенд-мейд.
ЗАЩИЩАЕТ ОТ ВИРУСА. ГАРАНТИЯ 100 %. СУПЕРКАЧЕСТВО
В начале апреля, во время видеоконференции президента с губернаторами, журналисты заметили, что пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков носит на пиджаке какой-то зелёный бейджик. Позже оказалось, что это блокатор вируса — ходовой товар времён коронавируса.
Небольшой пакетик, выделяющий диоксид хлора, действительно похож на бейджик, и придумали его в Японии. В данный момент описание продукта уже удалено с сайта производителя, но раньше там утверждалось, что пары́ из пакетика якобы образуют вокруг человека обеззараживающий купол, который помогает защититься от респираторно-вирусных инфекций и коронавируса в том числе.
На досках объявлений более сотни предложений по таким японским блокаторам, средняя цена пакетика с невидимым куполом — 1500 рублей.
«Задача — найти максимально качественный товар, и подешевле. Например, аромадиффузоры — 800 в закупке, 2800 в продаже, это минимум 300 % наценки, — поясняет за азы своего бизнеса 34-летний Александр (имя изменено).
Александр — стихийный продавец. Он мониторит ходовые «тренд-товары», закупает их оптом, а затем распродаёт на сайте частных объявлений. «Видишь очевидную потребность, выставляешь ценник и работаешь, — продолжает он. — Часы в закупке — 600 рублей, а в продаже — 3000. Они, конечно, туфтовые, а вот диффузоры более качественные, они даже много реальных хороших отзывов собрали. Ещё масла к диффузорам — так вообще суперкачество».
Александр родился в наукограде Обнинске и всё детство мечтал стать каратистом. Однако со спортом не получилось, и Александр начал мечтать о карьере артиста, но из-за невысокого роста мальчика не взяли в Обнинский колледж искусств. В итоге, по воле родителей, он оказался на юридическом факультете. По полученной специальности Алекандр не работал ни дня: «Не потому что я не мог — просто не проявил должного внимания к учёбе. И вообще у меня на этот счёт мнение такое: надо смотреть на личную предназначенность, а мы попадаем в оковы родительских мечтаний и амбиций».
Он устраивался грузчиком и курьером, успел поработать на стройке, а однажды в общей компании познакомился с будущим партнёром, который уже давно занимался продажами. С этого момента дела быстро пошли в гору. Александр переехал в Москву, приобрёл автомобиль известной французской марки — на жизнь, как говорит мужчина, стало хватать «более чем».
За два года своей стихийной предпринимательской деятельности Александр продавал кошельки, часы, приборы для распыления в воздухе аромамасел — всё, что пользовалось популярностью и могло разойтись даже с большой наценкой.
Несмотря на успех, за пару месяцев до эпидемии Александр поругался с партнёром — «разошлись во взглядах на будущую стратегию бизнеса». Товарищ занимался продвижением и привлечением инвестиций и увёл с собой базу контактов и партнёров. Уже самостоятельно ворваться на рынок Александр решил на фоне эпидемии с помощью популярных японских блокаторов вируса.
В марте в России начали продавать блокаторы отечественного производства от питерской фирмы Inno-Colloids, работающей на базе Университета ИТМО. В 2014 году из-за границы, чтобы развивать российскую науку, вернулись братья-химики Виноградовы и основали Лабораторию растворной химии передовых материалов и технологий (SCAMT). Среди разработок лаборатории, например, сосуды из нановолокна, средство от ожогов, пропитка для дерева от огня и модернизированные, по сравнению с японскими, блокаторы. До конца пандемии блокаторы сняты с производства для дополнительных испытаний действенности, до этого их никто не проверял на результативность против коронавируса.
До снятия с производства блокаторы от Inno-Colloids продавались на популярном маркетплейсе. Сейчас, из-за снятия с производства, блокатора нет в наличии, но любой желающий может подписаться на оповещения о поступлении. В комментариях и отзывах пользователи спорят об эффективности обеззараживания диоксидом хлора, одна из них честно признаётся: «В итоге выкупила, потому что, раз уж ПЕСКОВ пользуется, — значит, точно надо брать. Наверное, ему Навка купила, а я чем хуже».
Сам Александр в действие блокаторов верит, как верят в новогоднее чудо: «Я всё-таки считаю, что они, скорее всего, очень хорошо помогают, но это сложно объяснить даже хорошо образованному человеку».
Заниматься продажами ему нравится. «Такие резкие вибрации, суета — всё это даёт мне энергию», — рассказывает он, но признаётся: в последнее время дела идут хуже. После ухода партнёра, который разбирался в маркетинге, работать стало тяжелее, да и на блокаторы бум прошёл — продаются они уже вяло.
Сейчас предприниматель очень занят и никак не может найти время, чтобы рассказать, удалось ли реализовать товар. Известно лишь, что следующая бизнес-идея потребует больше времени на реализацию:
— Что вы планируете продавать после блокаторов — может, уже есть какие-то идеи?
— Рынок покажет, что продавать. Основная идея сейчас — сажать картошку. Думаю, скоро для всех будет актуально.
Ведь это только на время карантина
Юрий работает без выходных и, когда просыпается, первым делом проверяет почту и WhatsApp — именно туда заказчики присылают список продуктов, а иногда и несколько, если нужно купить что-то в разных торговых сетях. Затем он одевается на работу, открывает карту и распределяет заказы в таком порядке, чтобы собирать их по пути от клиента к клиенту.
Юрию 41 год, он родился и живёт в Москве, его отец работал у академика Фёдорова, который придумал знаменитый тренажёр Фёдорова — очки с дырками в непрозрачных линзах, которые помогают при профилактике офтальмологических заболеваний. С 13 лет Юрий помогал папе в сфере оптики и в итоге пошёл учиться в МИРЭА на факультет менеджмента оптической промышленности, чтобы продолжить семейное дело. Зарегистрировав ИП как только стал совершеннолетним, Юрий за 20 лет в индустрии открыл свои магазины оптики по всему городу. Со временем, однако, эта сфера ему надоела, поэтому, потеряв в конфликте с новым руководством государственных аптек арендованные помещения, он не стал искать замену и просто закрыл большинство точек. Остался только один магазинов очков, который никак не развивается и приносит около 15 тысяч в месяц.
Несколько лет назад брат Юрия купил мерседес и пригласил родственника в такси — возить пассажиров по дорогому бизнес-тарифу. Работа Юрию понравилась: как и в любой работе, он полюбил свободный график: «Могу пойти сегодня работать, а могу — пива попить», к тому же общаться с бизнесменами было интересно. Он возил их между городами, на свадьбы и просто на деловые встречи, но с наступлением карантина спрос на услуги резко сократился. Позже указом мэра на время пандемии бизнес-тариф в такси вообще был запрещён. Юрий называет это весёлой работой, ему интересно общаться с бизнесменами, возить их повсюду, но в карантин никому такие услуги стали не нужны.
В 35 лет Юрий женился, совсем скоро родился первый ребёнок, а через два года — второй; денег стало не хватать — и он решил подработать Дедом Морозом.
— Я человек достаточно весёлый, компанейский, дай, думаю, попробую, — вспоминает он. — Расклеил объявления по району перед Новым годом. Позвонила девушка, Снегурочка, у которой как раз не было напарника.
Вот уже семь лет они вместе ходят на новогодние праздники в ролях Деда и Снегурки, «Самые позитивные две недели в году», — с теплотой рассказывает Юрий.
Сперва закончились праздники, потом встала и работа в такси. Подушки безопасности тоже не было, так после погашения долга по кредитной карте Юрий остался почти на нуле. Читая новости, безработный мужчина сначала обрадовался, когда услышал, что мэр Сергей Собянин пообещал выплатить пособие в 19 500 рублей. Позже выяснилось, что имеющим ИП эта выплата не положена. Тогда Юрий ещё больше погрустнел.
Выход подсказал друг, который когда-то работал в доставке «Перекрёстка», собрал там пул постоянных клиентов и теперь развозил товары сам, напрямую, и экономил на процентах. Люди тоже были не против платить за доставку в руки курьеру.
Решившись, Юрий быстро создал объявление на «Авито», друзья помогли сделать сайт-одностраничник и разобрались с рекламными механизмами продвижения. Работать мужчине не тяжело: когда-то он доставлял заказы из магазина велосипедов и игрушек, поэтому созваниваться с заказчиками и набирать большие тележки на двадцать-тридцать тысяч рублей для него не проблема.
Главное условия доставки — предоплата 1000 рублей, именно столько Юрий берёт за свои услуги.
— Без предоплаты я не выезжаю, — объясняет Юрий. — Было как-то, когда я только начинал... Человек позвонил, говорит: «Приезжайте в магазин, список продуктов я вам скину, и всё будет хорошо». Я приехал, набрал товар, подхожу к кассе; голос в трубке говорит: «Да-да, сейчас деньги пришлю, но вы мне только потом ещё на телефон денег киньте». Ну а я про этот развод много раз читал в интернете: деньги на телефон мошеннику приходят, а жертве на продукты — нет.
Мошенники с завидной регулярностью продолжают звонить до сих пор. А вот звонков от настоящих клиентов у Юрия мало, в лучшем случае — три заказа в день. Денег не хватает, но мужчина не очень расстраивается: «Ведь это только на время карантина».
Будущее после пандемии Юрий видит не очень радужным: «По графику мы идём по следам Италии, а с нашим распиздяйством всё будет ещё хуже, — грустно заключает он. — А после пандемии, думаю, вообще полная жопа. Выживать будем — а что делать».
Напоследок Юрий признаётся, что, если бы было можно, он бы весь год работал Дедом Морозом.