Магия – это искусство вызывать перемены, за занятия которым во времена Святой Инквизиции сжигали на кострах. В современной России 36 % граждан верят в магию. Каждый третий из них считает, что, оказавшись в отчаянной ситуации, стоит обратиться к колдунам. Каждая эпоха понимает волшебство по-своему. Сегодня мы рассказываем о том, какой магия была во времена хиппи, сексуальной революции и зарождения интернета — и как освоить магию хаоса.
В конце 2010-х интернет стал настоящим полем битвы для магов. Главным словом 2017 года стало понятие «fake news». Фейковые новости с точки зрения магии хаоса — это самые настоящие магические заклинания (нематериальные мыслеформы, искажающие реальность в выгодную им сторону). Недавний пример: маги из штаба Дональда Трампа задались целью наложить на Хиллари Клинтон образ слабой, больной и взбалмошной женщины, которой не место в Белом доме. Выдуманные новости, порочащие соперницу Трампа, были порождением магической воли политтехнологов, желавших обеспечить своему кандидату самый высокий рейтинг. Формула этих fake news проста: собрать необходимый набор идей, заключить их в образы и с помощью силы денег превратить в действенные заклинания. Медийная магия заставила фантазии стать реальностью в сознании миллионов американцев: СМИ донесли заклинания политтехнологов до масс, которые, подпав под их чары, сделали Дональда Трампа президентом.
«Навязывание верований и контроль над поведением в военном деле, в психиатрии, в местах лишениях свободы, в пропаганде, в школах и в медиа станут такими утончёнными, что правда будет принадлежать только тем, кто её создает. Реальность станет магической», — это слова Питера Кэрролла, создателя магии хаоса, в конце 1970-х, когда интернет только зарождался.
Мощный интерес массовой культуры к восточной мистике начался с движения хиппи, а вместе с ними пришли идеи дауншифтинга и личной свободы, эксперименты с наркотиками и сексом. На этом фоне, как грибы после дождя, в Америке стали возникать кружки и секты (как мы уже писали, обычно они собирались вокруг авторитарного лидера). Они предлагали особые техники достижения просветления — или, на худой конец, для встречи с богом. Бóльшая часть таких групп не прошли проверку временем и развалились со смертью — или арестом — их лидеров (часто за неуплату налогов). В это же время двое британских подростков — Питер Кэрролл и Рэй Шервин, начитавшись книг Алистера Кроули, решили создать собственное учение. Так появился тайный орден Иллюминатов Танатэроса и магия хаоса. В былые времена адептами Танатэроса были выдающиеся хаоситы Уильям Берроуз, Тимоти Лири и Роберт Антон Уилсон.«Эрос и Танатос, секс и смерть — величайшие страсти и движущие силы человечества. Они же представляют позитивный и негативный методы достижения магического сознания. Иллюминация — это вдохновение, просветление и освобождение, приходящие в результате успешного применения этих двух методов».
Питер Кэрролл
Учителями магов хаоса были мистики конца XIX века. Благодаря достижениям технической революции — поездам и пароходам — путешествовать по миру стало проще, и искатели тайных знаний двинулись на Восток. Увлекающиеся эзотеризмом английские джентльмены ехали в Индию в поисках местных мудрецов, учили санскрит, переводили основные восточные метафизические трактаты на английский и затем возвращались на родину для проведения мастер-классов по восточному мистицизму. Так в начале ХХ века на свет стали появляться синтетические учения, представлявшие из себя компиляцию различных философий и религий мира, такие как учения Елены Блаватской или семьи Рерихов.
Одним из таких синтетических учений была Телема Алистера Кроули — английского путешественника, мистика и поэта. Она впитала в себя элементы еврейской каббалы, индийской йоги, западной алхимии и других мистических систем. Квинтэссенцией её философии стала магическая формула «твори что изволишь, вот весь Закон».
Стиль своей работы сам Кроули описывал так: «Методы науки — цели религии». Как и последователи Будды, Кроули стремился к обретению Нирваны (или просветления), но в то же время отвергал религиозные предрассудки и предпочитал добиваться желаемого сверхъестественного результата исключительно рациональными и прагматичными способами. Мистицизм всех религий (их тайное, эзотерическое содержание, в отличие от догматического, ритуального, экзотерического) опирается на одни и те же базисные принципы. Множество различий и даже противоречий между религиозными течениями возникает из-за нагромождения на эти базисные истины предрассудков и обычаев тех стран, в которых они излагаются. Кроули с научной скрупулёзностью вычленял из мистических трактатов единую основу — в этом и заключался его научный подход к мистике.
Идеи Кроули оказали мощное влияние на умы современников, многие из которых последовали его примеру и создали собственные учения, носившие такой же синтетический характер. Магические техники успешно использовались и в политических целях, например ночные факельные шествия, изобилие магической символики, сакральная фигура фюрера-жреца и другие магические техники ловко использовались во времена Третьего рейха для манипуляции массовым сознанием.Хаос — первопричина и движитель всего во Вселенной. В других системах этот же первоисточник может называться Богом, Брахманом, Силой или Дао. Создатели Иллюминатов Танатэроса выбрали слово «хаос» для обозначения высшего принципа, потому что оно свободно от каких-либо конфессиональных привязок и религиозных коннотаций.
Последователь магии Хаоса может быть православным или воинствующим атеистом — всё зависит от его нужд на данный момент. Главная общая черта всех хаоситов — признание потребности человека к трансценденции и стремление к более высоким состояниям сознания. Смех — высшее переживание: с точки зрения хаосита, это единственная трезвая реакция на перемены во Вселенной. Ищите смех во всём, что вам нравится, что оставляет вас равнодушными, во всём бессмысленном и даже в ужасном и отвратительном.
Дух обнаруживает себя в крайностях. «Жить не обязательно, а путешествовать необходимо», — любил повторять Уильям Берроуз. Для того чтобы в вашем сознании начали на полную мощность работать магические законы, вас должна окружать текучая, изменчивая среда, в которой нет ничего постоянного. Старайтесь менять жилища и места работы, откажитесь от устоявшихся отношений и вкусов, избавьтесь от старых привычек и заведите новые — выбранные спонтанно, без корысти на уме. Совершайте неожиданные поступки, не нарушайте свободу других людей и помните о собственной — и магическое приключение вам обеспечено.
Научитесь видеть в житейской текучке возможности для реализации собственного потенциала: принимайте приглашения от незнакомцев, станьте отзывчивыми на импульсы внешнего мира — через них с вами говорит Хаос. Страх — не лучший элемент магического эксперимента, но и его необходимо воспринимать как инструмент. Настоящий маг продолжает свою работу даже за колючей проволокой и в одиночной камере, потому что если уж он там оказался, значит, это магическая работа его туда привела.
«Трансценденция — потребность соединиться с чем-то большим — может удовлетворяться в любви, гуманитарных занятиях или в художественном, научном или магическом поиске истины. Удовлетворение этих простых нужд и есть свобода».
Питер Кэрролл
Магия — это не только ритуалы, жертвоприношения и заклинания. Алистер Кроули определяет магию как «науку и искусство производить перемены в соответствии с собственной волей». Магом человека делает наличие осмысленности в жизни, ощущение миссии и предназначения.
Магией может стать любая деятельность при соответствующем подходе. Литературный метод нарезок Уильяма Берроуза, состоявшего в ордене Иллюминатов Танатэроса, – наглядный пример использования магии хаоса в творчестве. Львиную долю сюжетов для своих книг Берроуз получал из сновидений, по которым хаоситы велят вести записи. Кроме сновидений Берроуз записывал в дневник реальные и нечаянно подслушанные случаи из жизни, видения, пришедшие под воздействием химических веществ или в результате его магических практик, вроде многочасового созерцания себя в зеркале. Записывая всё подряд, он получал листы текста, которые затем разрезал на кусочки и складывал в случайном порядке. Особо удачные фрагменты словесно-образных пазлов складываются в последовательность — и на выходе получается фрагмент романа, который, с точки зрения Берроуза и хаоситов, был заклинанием, воздействовавшим на читателя.Магическое действие — это безупречное и бескорыстное действие, выполненное без привязанности к результату. Работа мага должна совершаться из любви к делу и в целях поиска истины, а не из корыстных побуждений. Внутри каждого из нас сидит жадный провинциальный чиновник, который в строительстве дороги видит не создание безупречной поверхности для передвижения транспортных средств, а прибыль на откатах. Патологический поиск выгоды затуманивает восприятие собственной жизни, собственных возможностей и потребностей.
Контроль над умом — главная практика, которую предписывается освоить начинающему хаоситу. «Чтобы магия работала эффективно, необходимо научиться концентрировать своё внимание до такой степени, что ум будет входить в трансоподобное состояние». Нужно использовать любую технику, которая поможет успокоить ум и впустит в него истинное вдохновение. В Liber Null Кэрролл предлагает для этого шесть техник: абсолютная обездвиженность тела, контроль дыхания, остановка мыслей, концентрация на звуке, концентрация на объектах и концентрация на образах ума. Впервые все эти техники были изложены в Йога-Сутрах Патанджали 2500 лет назад, а затем проверены десятками поколений индийских йогов. Даже минимальный контроль ума меняет жизнь, человек учится абстрагироваться от эмоций, навязчивых мыслей, от рекламы, в конце концов.
С помощью контроля ума хаосит учится приходить в изменённые состояния сознания, самым желанным из которых является состояние Гнозиса. У буддистов это состояние называется Нирвана (или Не-ум), у каббалистов — Аин (или ничто), у индуистов — Самадхи, а в учении Карлоса Кастанеды — остановка внутреннего диалога. Это состояние предполагает отсутствие мыслей, при котором в сознание ученика может беспрепятственно проникнуть одухотворённое начало — хаос. У дзен-буддистов это называется дзен. Дзенский ученик десяток лет подметает пол монастыря от опавшей листвы, его ум успокаивается, он всё чаще погружается в состояние безмолвия — и однажды на него снисходит дзен, мощный поток из бессознательного.
Продолжительно концентрируясь на самом себе, ученик разбирается, кто он и зачем живёт. Разобравшись, он может осознать курс своей жизни и устранить из неё всё, что мешает ему двигаться по намеченному пути.
Существуют два принципиально разных типа техник, позволяющих добиться состояния отсутствия мыслей, гнозиса:
1. Полное успокоение ума
Достигается путем медитации, дыхательных практик, самогипноза, поста, депривации сна и сенсорной депривации.
2. Отключение ума путём интенсивного возбуждения
Годятся запредельные переживания любых интенсивных эмоций, сексуального возбуждения, флагелляция, танец, барабаны, сенсорные перегрузки.
Один из основных инструментов хаосита — его магический дневник. Каждое выполненное упражнение, ритуал, медитация, любые видения и сновидения должны фиксироваться в дневнике — так ученик сможет оценивать состояние своего сознания и прогресс в практике. Необходимо фиксировать и перемены в окружающей среде, и то, как они влияют на ваши способности. Дневник — это нить, на которую нанизываются все ваши магические приключения. Без этой нити магические практики станут слишком хаотичными даже для мага Хаоса.
«Освобождающее поведение увеличивает количество ваших возможностей для будущих действий. Ограничивающее поведение, наоборот, сужает спектр ваших возможностей. Секрет свободы заключается в избегании ситуаций, которые ограничивают ваш выбор или даже делают его однозначным».
Питер Кэрролл
Поле работы мага — всё пространство жизненных возможностей. Хаоситы призывают весь мир воспринимать как единый храм, в котором происходит служение хаосу. Этот храм невозможно покинуть, а каждое действие — священно и наполнено высшим смыслом. «Ничто не истина. Всё дозволено», — повторял мудрость мистического родоначальника арабских ассасинов Уильям Берроуз и упивался этой свободой. Магия Хаоса существует в новом времени, где нет места единой истине и единому божеству: все средства хороши для достижения вашей единственной цели — свободы.
Испытай магию хаоса: выбери случайный фильм на FilmFlakes и смотри, что будет дальше.