Исследование
«Окружающая среда»
Никогда человечество ещё не опасалось грядущего так, как последние десятилетия. Далеко не для всех будущее ассоциируется с прогнозами о скором приближении эпохи всеобщего благоденствия, которое подарят революционные технологии. Некоторые не ждут от будущего ничего хорошего: научно-технический прогресс воспринимается ими скорее как причина если не полного Апокалипсиса, то как минимум масштабной катастрофы, грозящей уничтожить всё живое. И даже самые отъявленные оптимисты вполне допускают мысль о том, что одно неловкое нажатие кнопки на ядерном чемоданчике способно принести смерть всему сущему. Как жить в ожидании грядущей катастрофы, лучше всех знают жители экопоселений.
У тех, кто решает «бросить всё» и вернуться к истокам, имеются самые разные на то причины. Кто-то убегает от бездуховного общества и «нового мирового порядка», кто-то ждёт исполнения предсказаний ясновидцев о конце света, кто-то просто ищет укромный уголок на случай выхода из-под контроля искусственного интеллекта и восстания машин, кто-то со дня на день ожидает начала третьей — ядерной — мировой. Находятся и те, кто усмотрел в настоящем знаки приближения Антихриста, завещанного ранними христианскими и мусульманскими пророками. Так или иначе, всех этих людей объединяет уверенность в том, что им с остальным человечеством дальше не по пути, поскольку оно идёт к самоуничтожению и деградации.
«Мы потеряли связь с природой»
Джон Талботт,
организатор поселения Финдхорн (Findhorn Ecovillage)
Иногда страх наступления Апокалипсиса бывает настолько велик, что заставляет людей буквально жить в бункере безвылазно.
В США сегодня, как и во времена Карибского кризиса, опасаются ядерной войны с Северной Кореей 82 % жителей. Обычным делом стало переоборудование старых бомбоубежищ под жилые дома, а последний взаимный обмен угрозами КНДР и США привёл к тому что продажи бункеров выросли на 90 %. Более бережливые граждане выбирают небольшое убежище на заднем дворе или переделывают под убежище подвал, в котором можно также хранить запасы оружия и продовольствия. Иногда страх наступления Апокалипсиса бывает настолько велик, что заставляет людей буквально жить в бункере безвылазно, как это делал американец Норман Феллер: в ожидании часа «Ч» он прожил под землёй четырнадцать лет. Свой секретный подземный объект имеется у саентологической церкви. Он расположен в штате Нью-Мексико недалеко от Роузелла, куда, по слухам, регулярно наведывается НЛО. Как сообщает журналист BBC Джон Суини, где-то там, глубоко под землёй, в специальном помещении хранятся титановые гробы с золотыми скрижалями от Рона Хаббарда. Обзаводятся собственными бункерами на все случаи смерти и американские миллиардеры. Вооружившись принципом «всем помочь нельзя — но себя можно спасти», они предпочитают зарыться поглубже где-нибудь на живописных островах.
«После долгих лет путешествий мне захотелось осёдлости и единения с природой. Пока в мире все переживали из-за опасности ядерной катастрофы, я, будучи тридцати двух лет отроду, решил, что с меня хватит нашей западной культуры»
Джерард Деккер,
сооснователь экообщины Манитобе, Канада
Ажиотаж вокруг подземных укрытий понятен: кто бы не хотел выжить в предстоящем Апокалипсисе? Погибель человечеству обещают не только безумные проповедники, но и признанные учёные — хотя пока что расходятся во мнениях о том, как именно это произойдёт. И пока они ведут ожесточённую полемику о причинах планетарной катастрофы, стремительно растёт число тех, кто не желает прятаться и ждать — а намерен построить новый мир в экопоселениях и избежать катастрофы.
Кому-то жизнь в мегаполисе не кажется полноценной из-за сложного экономического положения, кому-то смертельно надоел консюмеристский стиль жизни, кто-то оставил цивилизацию, чтобы сблизиться с природой, дышать свежим воздухом и питаться здоровой пищей. Именно такие люди становятся энтузиастами экопоселений. Немало среди них и тех, кто мечтает о построении идеального общества, невозможного в очаге цивилизации. На юге Сербии, в горах, нашла приют коммуна веганов, а в Швейцарии в небольшом городке Диетикон проживает сообщество толкинистов. Покинувшие мегаполисы переселенцы считают экопоселения закономерной реакцией на давление искусственной среды, вызовом монотонному существованию атомизированного индивида, вынужденного вечно двигаться в фарватере общественных настроений.
«Последние пятьдесят лет человеческой истории отметились огромным ущербом, нанесённым окружающей среде. Мы потребляем ресурсы планеты и ведём потребительскийобраз жизни, совершенно не соответствующий нашим реальным потребностям и не делающий нас счастливыми»
Роб Дрексель,
основатель Общины земных ангелов, Португалия
К шестидесятым годам выкристаллизовалась идея создания экологичного жизненного пространства, воплощённая американскими хиппи в виде аграрных кооперативов и коммун. Налаживая мелкое товарное производство и успешно вливаясь в инфраструктуру, поселенцы стали привлекать свои ряды защитников природы, приверженцев ЗОЖ и просто романтиков, уставших от городской суеты.
В дальнейшем идея находит своих авторитетных популяризаторов. В 1991 году в Дании на базе благотворительной организации Хильды и Росса Джексонов Gaia Trust была создана Глобальная сеть экопоселений. А уже в 2001 году ГСЕ стала особым консультантом при Экономическом и Социальном Совете ООН и устанавливала партнёрские отношения с учебно- и научно-исследовательским институтом ООН. В 2003 году вышла книга Дианы Лиф Кристиан «Как создать экопоселение или общину своей мечты», предисловие к которой написал один из основателей пермакультуры, известный эколог Билл Моллисон. Разработка и обсуждение проектов, так или иначе связанных с идеей организации экообщин, ведётся и на государственном уровне различных стран при поддержке международных организаций и с привлечением средств международных финансовых институтов. Да что там говорить, если даже компания Tesla решила поучаствовать в создании автономной экодеревушки на двадцать пять семей.
Сложившаяся тенденция — не следствие энтузиазма отдельных адептов экообщин, а часть большой стратегии с чёткими целями.
Cообщения в прессе об исчезновении отдельных животных видов не воспринимаются потребителем как признаки возможной катастрофы: одним видом больше, одним видом меньше.
Можно заметить, что в риторике популяризаторов экопоселений внимание акцентируется не столько на возможности потреблять здоровую пищу и дышать чистым воздухом (что само по себе — не самый большой шаг в сторону от консюмеризма), сколько на необходимости восстановления природы и предотвращении экологической катастрофы за счёт изменения образа жизни и привычек каждого человека. Конечно, для среднего потребителя никакой угрозы подобной катастрофы не существует. Направляясь утром за продуктами, он видит над собой всё то же голубое небо, зелёную траву под ногами и заваленные товаром магазинные прилавки. А периодически встречающиеся сообщения в прессе об исчезновении отдельных животных видов не воспринимаются им как признаки возможной катастрофы: одним видом больше, одним видом меньше.
В России и в странах бывшего Союза тема с бункерами неплохо прижилась на Рублёвке. Пока рядовые дачники не спешат строить убежища и углублять свои погреба для защиты от взрывных волн и заряженного радиоактивными частицами воздуха, а бункер скорее воспринимается как сейф. Зато россияне охотно включились в мировое экодвижение и рвутся строить новый мир вдали от суетных городов. Побудительные мотивы точно такие же, как и на Западе: желание жить в гармонии с природой, стремление минимизации потребностей и исповедание холизма. Многие из тех, кто переселился подальше от городов, усматривают в возрождении деревенской России нечто большее, чем возможность питаться здоровой пищей, дышать чистым воздухом и растить детей вдалеке от мирской пагубы — прямо как Лев Толстой.
Первые экообщины — «Китеж», «Гришино» и «Невоэковиль» — в России появились в 1993–1994 годах, на данный момент это самые крупные и известные экопоселения России. Их основание стало возможным не в последнюю очередь благодаря финансированию со стороны зарубежных фондов. В 2005 году «Гришино» и «Невоэковиль» присоединились к Европейской сети экопоселений.
Многие усматривают в возрождении деревенской России нечто большее, чем возможность питаться здоровой пищей, дышать чистым воздухом и растить детей вдалеке от мирской пагубы — прямо как Лев Толстой.
Российские экопоселения можно разделить на два фундаментальных типа, определяющих взгляды и жизненный уклад поселенцев. Первый тип представляет собой эдакую деревню 2.0. «Новые деревенские» не склонны к сильному омрачению городской действительности и не слишком демонизируют социум, стремятся к высокотехнологичным решениям в хозяйственных вопросах и могут быть расположены к диалогу с федеральными властями. Они верят в то, что обществу можно и нужно указать альтернативный путь развития и готовы прикладывать усилия для совершенствования мира вокруг них без радикального отказа от его достижений. Примерами могут послужить поселения «Ковчег» в Подмосковье и «Здравое» в Краснодарском крае, в которых члены общины налаживают собственный бизнес и активно задействуют альтернативные источники энергии.
Второй тип характеризуется приверженностью эзотеризму, космизму или даже анимизму. Представители данного типа в основном мечтают о реставрации славянского ведизма, который соотносится с былыми временами Золотого Века. Современное общество видится представителям такого типа экопоселений раковой опухолью Земли, адской машиной, уничтожающей всякую индивидуальность и лишающей человека возможности развития и самосовершенствования. Согласно таким воззрениям, путь единения с природой пролегает не через разумное использование технологий, но через отказ от них. Панацея от всех социальных болезней — познание наследия предков, особого древнего знания, содержащегося в священном писании, славяно-арийских ведах, которые тайные учителя передали всевозможным ведогурам для наставления потомков великих ариев. Как правило, новое общество предполагается устраивать по кастовому принципу, а всех социально больных заразой цивилизации отправлять в смерды, лишая их гражданских прав.
Самую многочисленную и разветвлённую сеть экообщин второго типа образуют так называемые «Анастасийцы». Пребывая под впечатлениями от произведений Владимира Мегре (небезызвестной серии книг «Звенящие кедры России»), поселенцы движимы идеей создания сети родовых поместий, где они могли бы свободно руководствоваться заветами загадочной гиперборейской девы Анастасии. В учении мифической Анастасии, в которое она «посвящала» Мегре, можно отыскать отголоски буддизма, индуизма, протестантства, теософии и даже конспирологии. Словом, это настоящий эзотерический компот, умело сваренный опытным шеф-поваром.
По сюжету Анастасия предстаёт белокурой красавицей, мировой женщиной, совмещающей в себе архетипические фигуры как минимум трёх богинь: Деметры, Артемиды и Персефоны. С одной стороны, она воплощает богиню-мать (покровительницу всех дачников), с другой — феминистически настроенную Артемиду, избегающую мужчин, а третья ипостась — юная Персефона, впадающая в экстаз от созерцания цветочных бутонов. Анастасия знает все языки мира и дистанционно наблюдает за людьми при помощи третьего глаза; разговаривает с растениями, подбрасывает на радостях в воздух медведей и велит всем возвращаться в лоно природы, чтобы не засорять Землю-матушку, коллективно изнасилованную зажравшимися недочеловеками. Для передачи своего послания человечеству Анастасия нашла бизнесмена Мегре, которого волшебным образом обучила литературной магии и призвала его строить бизнес «с человеческим лицом», которое тёмные силы обезобразили звериным ликом капитализма. Покорённый умом и красотой Анастасии, Владимир её советам внял, поэтому по возвращении в цивилизацию стал инициировать создание общества совестливых бизнесменов, но неудачно. По мнению Мегре, всё потому, что он пренебрёг некоторыми советами Анастасии. По легенде, терзаясь муками разбуженной совести, Мегре даже подумывает о том, чтобы покончить жизнь самоубийством, но передумывает и решает прежде поведать о таёжной деве миру, для чего пишет первую книгу «Анастасия». После успеха первой книги он принимается за написание второй части — «Звенящие кедры России» (все последующие книги серии именуются этим названием). После того как дело закрутилось и с предпринимательской совестью стало чисто, Мегре начинает приторговывать экологически чистыми кедровыми брусками, привлекающими богатство и удачу.
«Существую для тех, для кого существую»
Слоган на обложке книги Владимира Мегре «Анастасия»в
Анастасия разговаривает с растениями, подбрасывает на радостях в воздух медведей и велит всем возвращаться в лоно природы, чтобы не засорять Землю-матушку.
Ход мировой истории Анастасия объясняет скрытой подрывной деятельностью тёмных сил, духовно поработивших посредством чуждой славянам христианской религии ведруссию — чем привлекает в свои ряды неискушённых конспирологов. Чтобы избавиться от этой напасти, необходимо построить родовое поместье и создать в нём пространство любви, которое отпугнёт тёмные силы. Эта идея появляется в четвёртой книге «Сотворение» и далее нитью протягивается через остальные четыре, поэтому становится руководством к действию для множества сердобольных адептов, наконец-то получивших возможность воссоединиться в хороводе — священном обрядовом танце. Со стороны быт анастасийцев выглядит действительно трогательно: льняные и посконные одежды на мужах, готовых хоть завтра строить дома, сажать деревья и зачинать детей; нарядные платья на красных девицах, поющие птицы и смеющиеся дети. Короче, нью-эйдж-рай на земле. В последней, восьмой книге, Анастасия разродилась мыслью рассредоточить на родовых гектарах ядерные отходы. Просто нужно, чтобы поселенцы у себя в поместьях прикопали «маленький кусочек», а он ещё и пользу приносить будет.
В этом дивном новом мире дети рождаются для того, чтоб сказку сделать былью: взрослые для этого безнадёжно испорчены злом большого города и не способны вобрать в себя мудрость предков. Детям, народившимся в поместьях, полагается обучаться наукам по методам академика Щетинина. Щетинин прославился тем, что создал концепцию «комплексного формирования личности детей и подростков», на основе которой была разработана учебная программа. Он предлагает уделять повышенное внимание изучению фольклора и включить в обучение детей эзотерические практики и техники рукопашного боя. Программа отличается значительным сокращением учебного времени и отменой домашних заданий. Примечателен и распорядок по Щетинину: первая половина дня отводится на обучение, вторая — на труд в поле. Но главное, в школе отсутствуют педагоги, вместо которых должны быть гуру-духовники. В 1994 году недалеко от Геленджика открылась первая и пока последняя подобная школа. Поскольку больше таких школ в России не появилось, Анастасия в итоге велела отказаться от вредоносного школьного образования вообще и браться за правильное обучение отпрысков самим. Аналогично отвергается и медицина. В случае заболевания рекомендуется работать с плохой кармой и искать причины болезни в себе. Если же поиски не приносят результатов, есть Геннадий Петрович Малахов — лекарь-гуру с многолетним стажем, который у анастасийцев в большом почёте.
Судя по писаниям Мегре, дева от гуру забеременела, так что недалёк тот час, когда сын явит себя миру и продолжит отцовский бизнес. Ну а пока последователи выстраивают свои родовые поместья на «святорусских гектарах» (по слухам, купленных втридорога у самого Мегре) и стремительно размножаются.